"... В изоляторах ОГПУ как в центре, так и на местах, в заключении находится большое количество инженеров и техников, оторванных от производства, ввиду их вредительской деятельности и принадлежности, к ныне разгромленным ОГПУ, контрреволюционным организациям.
В ОГПУ - в Москве и в ряде Полномочных представительств ОГПУ на местах, уже осуществляется использование специалистов на работе по их специальностям.
В результате такого использования, ОГПУ имеет ряд больших технических достижений в области: самолетостроения и моторостроения (Москва), сооружении блюмингов (Ленинград), по эксплуатации угольных копий и новому шахтному строительству (Кузбасс) и т.д.
В дальнейшем установившуюся практику использования необходимо расширить и углубить... "
Циркуляр ЭКУ ОГПУ № 211/ЭКУ "О порядке и условиях использования заключенных специалистов на работах и об агентурном обслуживании заключенных и высланных специалистов", 5 июня 1931 года, Совершенно секретно.
Очередной выпуск тракторной журнальной серии посвящён трижды американскому трактору "Сталинец" С-65, выпускавшемуся на спроектированном и построенном американцами тракторном заводе в Челябинске, который по совершенно случайному стечению обстоятельств заводом оказался танковым. Впрочем, трактора там тоже выпускали - сначала приспособленный под отечественные реалии Caterpillar Sixty под именем С-60, а затем, после долгого и муторного запуска в серийное производства копии дизеля Caterpillar, самостоятельно приспособленного на имеющийся трактор, под названием С-65.
Создание отечественных дизельных двигателей - история многогранная, в которой переплетены множество событий, судеб и технических нюансов. Грузовые автомобили так и не получили до войны массовый дизель, несмотря на все усилия, постановления и циркуляры, но танковый и тракторный дизели были созданы и освоены производством.
В ноябре 1930 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о внедрении дизель-моторов в автотракторный парк СССР - проблема была в использовании нефтепродуктов, образующихся при производстве бензина, но не имевших потребителей: речь шла о керосине и газойле. Постановление дало толчок к многолетней работе по изучению и копированию зарубежных образцов - от дизелей Катерпиллер до Заурер. А НАМИ, который в 1931-м году переименуют в автотракторный НАТИ, по постановлению Президиума ВСНХ СССР СССР начнёт работы по дизельным двигателям для Челябинского тракторного завода, АМО, СТЗ и других автомобильных и тракторных производств, построенных к тому времени. Заводы, надо отметить, к работам по дизельным двигателям были не готовы и затягивали работы - умышленно или по объективным причинам, но ХТЗ так и не построил опытные образцы дизелей, а АМО-ЗиС отказывался участвовать в изготовлении двигателей по чертежам НАТИ.
Постановления следовали одно за другим, и в марте 1931 года вышло очередное - "О быстроходных дизелях": помимо очередной раз возложенной на НАТИ ответственности за проектирование силовых агрегатов на тяжёлом топливе, документ предписывал организовать конкурс между европейскими производителями дизельных двигателей - это будет известный "Международный дизельный конкурс". В мае 1931-го выходит даже учебное пособие Н.Р. Брилинга "Исследование рабочего процесса и теплопередачи в двигателе дизель" - незадолго до выхода книги, в конце апреля Брилинг приговорён к трём годам заключения по ст. 58-10 УК РСФСР и становится сотрудником "шараги", где вместе с другими "вредителями" вроде Б.С. Стечкина, продолжает работу над дизельными двигателями. В декабре Брилинга освободят, но он продолжит работать в "шарашке" в качестве вольнонаёмного, занимая должность заведующего бюро по проектированию автотанковых и авиационных двигателей - помимо дизелей для танков и самолётов там же разрабатывали дизель Коджу для грузовика Я-5.
Исследования и постройка опытных образцов различных дизельных двигателей для тракторов продлятся до 1935 года, когда наконец примут решение строить дизель для трактора ЧТЗ путём заимствования дизеля Катерпиллер - работы начали в феврале совместно с ЧТЗ, а опытные образцы должны были появиться уже к 1 июля - дизель-мотор получил индекс М-17 и именно он встанет на конвейер в Челябинске. Для этого дизеля разработают и специальный пусковой бензиновый двигатель В-20 мощностью 20 л.с. - трактор С-65 станет гораздо тяжелее исходного С-60 с лигроиновым двигателем. И уже в октябре 1935 года из Челябинска в НАТИ прибудут пять первых дизельных тракторов С-65 для испытаний - в мае 1936 года постановлением СНК дизель М-17 будет принят к производству на ЧТЗ, а июле НАТИ начнёт испытывать три трактора с дизелями второй серии - один из тракторов проработает всего 294 часа, но два других проработают около полутора тысяч часов, а исследователи обнаружат, что со временем мощность дизеля увеличивается - к концу испытаний намерят 85 л.с. вместо расчётных 75, правда топливная аппаратура для чистоты эксперимента была производства Катерпиллер, а не ЧТЗ.
В марте 1937 года ЧТЗ выпустит последние лигроиновые С-60 и перейдёт на выпуск дизельных С-65 - это будет первый советский дизельный трактор.
Модель трактора С-65 вышла вполне приличной для журнальной серии - никаких особых изысков, но детали переданы корректно, а резиновые гусеницы позволяют его даже покатать по столу немного. Все надписи на своих местах (в отличие от дорогущей модели для коллекционеров), некоторые детали двигателя подкрашены - добротное журнальное изделие.
Вся эта история про советский дизель извлечена из отличной и познавательной книги "Хроника автомоторного института 1918-1946" А.В. Карасева - там много интересного, помимо дизелей.
Про трактор С-60 в подробностях и с иллюстрациями можно почитать в журнале "Техника и вооружения" , №3 за 2013 год - статья "Стальные кони первых пятилеток. Штрихи к портрету русского "Катерпиллера", за авторством kirindas
Модель: 1937 С-65 "Сталинец"
Наименование модели: Сталинец-65
Производитель: PCT по заказу Hachette
Дата выпуска: 2 апреля 2015 года
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная "Тракторы. История, люди, машины." №5
Тираж: заявленный тираж 91 500 экз.
Краткое мнение: советский дизель в 1:43
Субъективная оценка: 7/10
В ОГПУ - в Москве и в ряде Полномочных представительств ОГПУ на местах, уже осуществляется использование специалистов на работе по их специальностям.
В результате такого использования, ОГПУ имеет ряд больших технических достижений в области: самолетостроения и моторостроения (Москва), сооружении блюмингов (Ленинград), по эксплуатации угольных копий и новому шахтному строительству (Кузбасс) и т.д.
В дальнейшем установившуюся практику использования необходимо расширить и углубить... "
Циркуляр ЭКУ ОГПУ № 211/ЭКУ "О порядке и условиях использования заключенных специалистов на работах и об агентурном обслуживании заключенных и высланных специалистов", 5 июня 1931 года, Совершенно секретно.
Очередной выпуск тракторной журнальной серии посвящён трижды американскому трактору "Сталинец" С-65, выпускавшемуся на спроектированном и построенном американцами тракторном заводе в Челябинске, который по совершенно случайному стечению обстоятельств заводом оказался танковым. Впрочем, трактора там тоже выпускали - сначала приспособленный под отечественные реалии Caterpillar Sixty под именем С-60, а затем, после долгого и муторного запуска в серийное производства копии дизеля Caterpillar, самостоятельно приспособленного на имеющийся трактор, под названием С-65.
Создание отечественных дизельных двигателей - история многогранная, в которой переплетены множество событий, судеб и технических нюансов. Грузовые автомобили так и не получили до войны массовый дизель, несмотря на все усилия, постановления и циркуляры, но танковый и тракторный дизели были созданы и освоены производством.
В ноябре 1930 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о внедрении дизель-моторов в автотракторный парк СССР - проблема была в использовании нефтепродуктов, образующихся при производстве бензина, но не имевших потребителей: речь шла о керосине и газойле. Постановление дало толчок к многолетней работе по изучению и копированию зарубежных образцов - от дизелей Катерпиллер до Заурер. А НАМИ, который в 1931-м году переименуют в автотракторный НАТИ, по постановлению Президиума ВСНХ СССР СССР начнёт работы по дизельным двигателям для Челябинского тракторного завода, АМО, СТЗ и других автомобильных и тракторных производств, построенных к тому времени. Заводы, надо отметить, к работам по дизельным двигателям были не готовы и затягивали работы - умышленно или по объективным причинам, но ХТЗ так и не построил опытные образцы дизелей, а АМО-ЗиС отказывался участвовать в изготовлении двигателей по чертежам НАТИ.
Постановления следовали одно за другим, и в марте 1931 года вышло очередное - "О быстроходных дизелях": помимо очередной раз возложенной на НАТИ ответственности за проектирование силовых агрегатов на тяжёлом топливе, документ предписывал организовать конкурс между европейскими производителями дизельных двигателей - это будет известный "Международный дизельный конкурс". В мае 1931-го выходит даже учебное пособие Н.Р. Брилинга "Исследование рабочего процесса и теплопередачи в двигателе дизель" - незадолго до выхода книги, в конце апреля Брилинг приговорён к трём годам заключения по ст. 58-10 УК РСФСР и становится сотрудником "шараги", где вместе с другими "вредителями" вроде Б.С. Стечкина, продолжает работу над дизельными двигателями. В декабре Брилинга освободят, но он продолжит работать в "шарашке" в качестве вольнонаёмного, занимая должность заведующего бюро по проектированию автотанковых и авиационных двигателей - помимо дизелей для танков и самолётов там же разрабатывали дизель Коджу для грузовика Я-5.
Исследования и постройка опытных образцов различных дизельных двигателей для тракторов продлятся до 1935 года, когда наконец примут решение строить дизель для трактора ЧТЗ путём заимствования дизеля Катерпиллер - работы начали в феврале совместно с ЧТЗ, а опытные образцы должны были появиться уже к 1 июля - дизель-мотор получил индекс М-17 и именно он встанет на конвейер в Челябинске. Для этого дизеля разработают и специальный пусковой бензиновый двигатель В-20 мощностью 20 л.с. - трактор С-65 станет гораздо тяжелее исходного С-60 с лигроиновым двигателем. И уже в октябре 1935 года из Челябинска в НАТИ прибудут пять первых дизельных тракторов С-65 для испытаний - в мае 1936 года постановлением СНК дизель М-17 будет принят к производству на ЧТЗ, а июле НАТИ начнёт испытывать три трактора с дизелями второй серии - один из тракторов проработает всего 294 часа, но два других проработают около полутора тысяч часов, а исследователи обнаружат, что со временем мощность дизеля увеличивается - к концу испытаний намерят 85 л.с. вместо расчётных 75, правда топливная аппаратура для чистоты эксперимента была производства Катерпиллер, а не ЧТЗ.
В марте 1937 года ЧТЗ выпустит последние лигроиновые С-60 и перейдёт на выпуск дизельных С-65 - это будет первый советский дизельный трактор.
Модель трактора С-65 вышла вполне приличной для журнальной серии - никаких особых изысков, но детали переданы корректно, а резиновые гусеницы позволяют его даже покатать по столу немного. Все надписи на своих местах (в отличие от дорогущей модели для коллекционеров), некоторые детали двигателя подкрашены - добротное журнальное изделие.
Вся эта история про советский дизель извлечена из отличной и познавательной книги "Хроника автомоторного института 1918-1946" А.В. Карасева - там много интересного, помимо дизелей.
Про трактор С-60 в подробностях и с иллюстрациями можно почитать в журнале "Техника и вооружения" , №3 за 2013 год - статья "Стальные кони первых пятилеток. Штрихи к портрету русского "Катерпиллера", за авторством kirindas
Модель: 1937 С-65 "Сталинец"
Наименование модели: Сталинец-65
Производитель: PCT по заказу Hachette
Дата выпуска: 2 апреля 2015 года
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная "Тракторы. История, люди, машины." №5
Тираж: заявленный тираж 91 500 экз.
Краткое мнение: советский дизель в 1:43
Субъективная оценка: 7/10
Комментариев нет:
Отправить комментарий