На полках магазинов появилась новая книга Ивана Падерина "Победа и другие события", посвящённая первой послевоенной легковушке Горьковского автозавода ГАЗ-М20 "Победа". Огромный фолиант, отпечатанный на шершавой желтоватой бумаге, сделали по мотивам послевоенных изданий - да и содержание авторы явно пытались выдержать в стиле, духе и букве тех лет. Авторы? Да - их в этот раз двое: Иван Падерин и Денис Орлов. И вдвоём они попытались объять необъятное, испещрённое к тому же белыми пятнами и недомолвками. Получилось ли? Вполне.
Мудрый и работоспособный тов. Сталин, глубокое знание производства Наркомом среднего машиностроения тов. Акоповым, дерзкий и упорный Липгарт - книга о "Победе" выводит характеры, авторы пересказывают документы, разбавляя сухой текст отчётов и приказов своей интерпретацией событий и причин. На грани художественной литературы, в рамках нынешней идеологии и по форме прежних времён ("...Умело работает штыком конструктор тов. Шимановский...") - дух эпохи передан безусловно, но местами читателя, успевшего ознакомиться не только с советской версией отечественной истории, может и покоробить.
Безусловно огромный пласт архивной информации, поднятый за последние годы авторами на ГАЗе, делает книгу уникальной по содержанию: такой плотной фактографии ни в одном предыдущем издании, посвящённом отечественным автомобилям, не было. Издание предельно насыщено документами, фотографиями, таблицами, че ртежами, отчётами и приказами - там же, где их не хватает, авторами достроены логические связи и сделана попытка объяснить причины тех или иных решений. В целом получилось вполне ладно и достоверно - да и точнее мы уже никогда не узнаем: очевидцев не осталось, большинство ключевых документов и событий - известны, неожиданные мемуары участников событий уже вряд ли всплывут. Видимо эта книга и есть - финальная история "Победы". Её можно дополнять, спорить о каких-то деталях, но полнее и объёмнее эту историю уже не рассказать.
Оформление книги, основанное на конкретном послевоенном издании (примеры его страниц здесь тоже есть), характерно огромными полями и категорически мелким, а местами очень мелким шрифтом - в размашистом издании образца 1948 года буквы были покрупнее:
Сталин, Акопов, Липгарт, Добровольский, Арямов, Долматовский, Еремеев, Дьяконов, Грачёв и многие, многие другие - книга полна судьбами людей, причастных к созданию "Победы" - кому-то посвящено несколько глав, кому - пара абзацев, а кто-то удостоился лишь подписи под фотографией, но люди - этого зачастую не хватает историческим исследованиям на тему автомобилей - люди в этой истории есть. Как есть и сама эпоха - в фотографиях, в приказах о премировании отрезом ткани на костюм или в отчётах и даже в стихах - "Победа" ведь не просто автомобиль, это символ ушедших времён. Вернуться туда, конечно же, не выйдет - но оглянуться - вполне. И книга тому поможет.
И военной технике нашлось место - история ГАЗа и "Победы", как и самой Победы - она и в этих танках из города Горький. Ещё более размашистые поля и ещё более мелкий текст врезки о военной технике:
Эволюция внешнего облика, как и история модернизации - всё, что доступно, отражено и проиллюстрировано:
И про ЗиС-110 нашлось, что рассказать в книге о "других событиях":
В книге, среди множества иллюстраций, есть и современные рисунки, и даже 3D графика.
Авторы книги, видимо, не смогли найти консенсус с самолюбием автора рисунков - крупненький такой автограф автора на видном месте. И автор 3d-картинок тоже свой логотип тиснул похожим образом:
В книге множество цитат из буклетов и статей, современных той "Победе":
Несмотря на чёрно-белый формат книги, цветные вставки с глянцевой бумагой тоже есть - на них и перепечатка рекламных буклетов, и цветные фотографии Добровольского, и примеры цветов, в которые красили "Победу":
Попытка собрать вместе современников с похожими кузовами - французский Ford Vedette, выросший из американского проекта малого Форда не пошедшего в серию за океаном, - лишь один из восемнадцати современников, несмотря на самые очевидные заимствования формы кузова. Вообще, корням "Победы" (или "генезису" в формулировке авторов) в книге посвящена целая глава - там и BMW можно найти, и Шкоду с Татрой, и вообще много слов написано. Рядом есть и фрагмент отчёта инженера-конструктора Росткова, что стажировался в 1940-х у американцев и слал подробные отчёты на родину - на рисунке, подписанном как Ford 1945-46 - самый очевидный источник "вдохновения" для кузовщиков ГАЗа, но по мнению авторов - это лишь один из эпизодов. Чтобы составить собственное мнение - придётся прочитать всю главу и ещё немного:
Спортивным "Победам" тоже уделено немало места - часть истории, как ни крути и не смейся. И даже про аварию немецкого Auto Union можно узнать в подробностях, благодаря фотографиям Добровольского.
Уникальные цветные фотографии:
И "Волга" в этой книге тоже есть - вплетена и переплетена её история в победные страницы:
Трёхмерные компьютерные картинки - единственное, что выбивается из общего стиля и настроения книги:
До американцев с "Победой" - тоже добрались. Фотографии из американского фотохранилища известны давно, но здесь на них нанизаны статьи и сама история с "Победой" в Америке:
В приложении - таблицы и чертежи:
Огроменная, толстенная, с красным корешком и золотым тиснением - такая вот книга про "Победу":
Что в итоге? В итоге на полке - одна из лучших книг о советских автомобилях, если не самая лучшая на сегодняшний день. Местами спорная, как в оформлении, так и в содержании - но и времена, когда книги станут снова бесспорными ещё не наступили. Читайте, изучайте, вникайте и получайте удовольствие - оно того стоит.
Полноценных выходных данных, как и ISBN у книги нет. Тираж - 1500 экземпляров. Говорят, что в розницу должно уйти около 700, остальные - подарочные для ГАЗа и прочих причастных. В магазинах за издание просят 2 900 рублей.
Мудрый и работоспособный тов. Сталин, глубокое знание производства Наркомом среднего машиностроения тов. Акоповым, дерзкий и упорный Липгарт - книга о "Победе" выводит характеры, авторы пересказывают документы, разбавляя сухой текст отчётов и приказов своей интерпретацией событий и причин. На грани художественной литературы, в рамках нынешней идеологии и по форме прежних времён ("...Умело работает штыком конструктор тов. Шимановский...") - дух эпохи передан безусловно, но местами читателя, успевшего ознакомиться не только с советской версией отечественной истории, может и покоробить.
Безусловно огромный пласт архивной информации, поднятый за последние годы авторами на ГАЗе, делает книгу уникальной по содержанию: такой плотной фактографии ни в одном предыдущем издании, посвящённом отечественным автомобилям, не было. Издание предельно насыщено документами, фотографиями, таблицами, че
Оформление книги, основанное на конкретном послевоенном издании (примеры его страниц здесь тоже есть), характерно огромными полями и категорически мелким, а местами очень мелким шрифтом - в размашистом издании образца 1948 года буквы были покрупнее:
Сталин, Акопов, Липгарт, Добровольский,
И военной технике нашлось место - история ГАЗа и "Победы", как и самой Победы - она и в этих танках из города Горький. Ещё более размашистые поля и ещё более мелкий текст врезки о военной технике:
Эволюция внешнего облика, как и история модернизации - всё, что доступно, отражено и проиллюстрировано:
И про ЗиС-110 нашлось, что рассказать в книге о "других событиях":
В книге, среди множества иллюстраций, есть и современные рисунки, и даже 3D графика.
Авторы книги, видимо, не смогли найти консенсус с самолюбием автора рисунков - крупненький такой автограф автора на видном месте. И автор 3d-картинок тоже свой логотип тиснул похожим образом:
В книге множество цитат из буклетов и статей, современных той "Победе":
Несмотря на чёрно-белый формат книги, цветные вставки с глянцевой бумагой тоже есть - на них и перепечатка рекламных буклетов, и цветные фотографии Добровольского, и примеры цветов, в которые красили "Победу":
Попытка собрать вместе современников с похожими кузовами - французский Ford Vedette, выросший из американского проекта малого Форда не пошедшего в серию за океаном, - лишь один из восемнадцати современников, несмотря на самые очевидные заимствования формы кузова. Вообще, корням "Победы" (или "генезису" в формулировке авторов) в книге посвящена целая глава - там и BMW можно найти, и Шкоду с Татрой, и вообще много слов написано. Рядом есть и фрагмент отчёта инженера-конструктора Росткова, что стажировался в 1940-х у американцев и слал подробные отчёты на родину - на рисунке, подписанном как Ford 1945-46 - самый очевидный источник "вдохновения" для кузовщиков ГАЗа, но по мнению авторов - это лишь один из эпизодов. Чтобы составить собственное мнение - придётся прочитать всю главу и ещё немного:
Спортивным "Победам" тоже уделено немало места - часть истории, как ни крути и не смейся. И даже про аварию немецкого Auto Union можно узнать в подробностях, благодаря фотографиям Добровольского.
Уникальные цветные фотографии:
И "Волга" в этой книге тоже есть - вплетена и переплетена её история в победные страницы:
Трёхмерные компьютерные картинки - единственное, что выбивается из общего стиля и настроения книги:
До американцев с "Победой" - тоже добрались. Фотографии из американского фотохранилища известны давно, но здесь на них нанизаны статьи и сама история с "Победой" в Америке:
В приложении - таблицы и чертежи:
Огроменная, толстенная, с красным корешком и золотым тиснением - такая вот книга про "Победу":
Что в итоге? В итоге на полке - одна из лучших книг о советских автомобилях, если не самая лучшая на сегодняшний день. Местами спорная, как в оформлении, так и в содержании - но и времена, когда книги станут снова бесспорными ещё не наступили. Читайте, изучайте, вникайте и получайте удовольствие - оно того стоит.
Полноценных выходных данных, как и ISBN у книги нет. Тираж - 1500 экземпляров. Говорят, что в розницу должно уйти около 700, остальные - подарочные для ГАЗа и прочих причастных. В магазинах за издание просят 2 900 рублей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий