пятница, 27 марта 2015 г.

Начало истории: Morris Minor (Vanguards)

Британский автопром. Мы смотрим Top Gear и благодаря Джереми Кларксону примерно представляем, что в 1970-х английские автомобильные заводы выпускали какой-то стремительно гниющий и разваливающийся на ходу мусор. Мы слышали про Austin Allegro, Morris Marina и знаем анекдоты про Range Rover. Но с нами по-прежнему Mini со всей его историей, да и Jaguar E-Type знаком почти каждому автолюбителю - в отличие от разнообразия довоенных британских марок, сгинувших к 1950-м. Что же такое с британским автопромом произошло? Англичане пишут книги и учебники для университетов, рисуют графики и отвлекают безумными экскурсами в трудовые и социальные отношения Великобритании 1970-х. А что там творилось в 1950-х?



А в 1950-х британцы строили отличные автомобили - от Standard Vanguard и Jowett Javelin до британского народного автомобиля Morris Minor. Машинку эту спроектировал Алек Иссигонис - его обычно в наших краях поминают только рядом с Mini, но история его малолитражек авангардного облика началась с послевоенного Minor. Он не был столь революционен, как грядущий Mini, хотя  руководство компании Morris и эти линии шокировали - где же традиционный радиатор спереди? Автомобиль рождался не благодаря, а вопреки и проектировал его один человек - что шестьдесят лет назад, что сейчас - дело невиданное: от ходовой части до дверных ручек - всё это работа Иссигониса и двух чертёжников, что переводили его наброски в чертежи.

В отличие от Mini, Morris Minor был автомобилем не столь революционным - двигатель был установлен впереди, ведущие колёса были задние. Но кузов - кузов был несущим: для британской малолитражки 1948 года новшество невиданное. Передняя подвеска - независимая: лёгкий и точный автомобиль обтекаемых форм вполне мог бы претендовать на звание спорткара, если б не старинный двигатель довоенного Morris'a, установленный под капот ради экономии.



В отличие от немецкой тарахтелки Volkswagen, британский Morris автомобилем был комфортным, лучше держал дорогу, двигатель имел традиционной конструкции и к Гитлеру не имел никакого отношения. И тоже поставлялся на экспорт - первые годы производства до 90 процентов автомообилей уходило в другие страны, включая США. Но продавалось британских малолитражек в Северной Америке на порядок меньше - в 1959-м году Morris отгрузил в США около 15 тысяч машин, а Volkswagen продал более 120 тысяч своих Жуков.



Volkswagen оттачивал конструкцию единственной машины, не отвлекаясь на нужды рынка, строил сборочные заводы по всему миру, не размениваясь на мелочи и совершенствовал качество. Morris Minor был одним из нескольких Моррисов на выбор, модельный ряд расширялся, Алек Иссигонис проектировал Mini, а захват мира ограничивался странами Содружества, хотя для Австралии Minor был мелковат.



Volkswagen упирал на надёжность и качество своих автомобилей - Morris тоже не рассыпался на ходу, но был сложнее и нежнее: простота немецкой малолитражки несла славу неубиваемого Жука. К тому же немцы целенаправленно расширяли сервисную и дилерскую сеть, создавали склады запасных частей и обучали персонал - британцы этим мелочам никакого внимания не уделяли.

Morris Minor продавался отлично - он стал первым британским автомобилем, который перевалил за отметку в миллион экземпляров. К 1974 году, когда с конвейера сошёл последний фургон на базе Minor, таких машинок сделали 1 619 659 штук. Volkswagen Typ 1 продержался на конвейере до 2003 года и побил рекорд фордовской Model T - немецких народных машинок изготовили более 21 миллиона штук. Фольксваген нынче  правит миром, а от Морриса остался только MINI - да и тот нынче принадлежит немцам из BMW и пишется заглавными буквами.



Модель на фотографиях - клубная модель Vanguards, изготовленная в 2009-м году. Форма старая, ещё со времён Lledo, но дух и суть автомобиля переданы в масштабе точно - Morris Minor узнаваем и привлекателен. Цвет "розовый крот" очень удачен, несовременен и добавляет модели обаяния.







Взгляд на малолитражку 1950-х - Ford 100E и Morris Minor - прогрессивный облик Морриса стремительно устарел после появления свежайших трёхобъёмных кузовов.




"Эксклюзивная" коробочка универсальна и не содержит наименования и изображения модели, как обычная упаковка Vanguards того времени. Вкладыш тоже простецкий - клубная модель проигрывает своим регулярным сородичам в части оформления.


Модель автомобиля: 1962 Morris Minor 1000 ADO59
Наименование модели: Morris Minor 1000 Rose Taupe

Производитель: Vanguards
Дата выпуска: 2009 год
Каталожный номер: VA05807CC

Серия: Exlusive (Collectors Club)
Тираж: 1900 экз.
Краткое мнение: масштабный pre-Mini

Субъективная оценка: 8/10
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий