За маленькими машинами зачастую стоит большая
и интереснейшая история. И Volkswagen Type 1, и Morris Mini, и Austin 7
оставили в автомобильной истории свой заметный след. Была такая машина и
у европейского отделения Форда. Точнее - тогда ещё у британского:
объединением своих заморских филиалов родительская компания займётся
много позднее. Этой машинкой с большой историей был Ford Model Y,
который разрабатывался в Америке как Model 19, а продавался с различными
модификациями и модернизациями с 1932 до 1959 года. Основные вехи
истории Model Y уже известны,
но одним из самых заметных моментов в жизни этого автомобиля было
снижение его цены до заветной суммы в £100, которое случилось в 1935
году.
Надо отметить, что новейший завод британского Форда в Дагенхэме, построенный в разгар Великой Депрессии, имел проектную мощность в 200 тысяч автомобилей ежегодно. Таких цифр в 1930-х годах, конечно, не достигли, но вполне могли. Британский филиал дрался аки лев, отстаивая перед американскими хозяевами необходимость сохранить производство новой малолитражки только в Дагенхэме - в письмах и во время личных встреч англичане доказывали нерентабельность и ненужность дорогостоящей модернизации немецких и французских заводов Форда для производства Model Y. Ещё бы - столько сил было положено на пробивание возможности производства этой машины в Великобритании - ведь в конце 1920-х доля малолитражек в нише "ниже 10HP" была всего 25%, а к 1933 году выросла до 60! Удивительная коммерческая прозорливость должна была принести британцам дивиденды. Германские и французские отделения Форда, конечно же, встретили новую машину с большим энтузиазмом и разместили заказы на 10 тысяч машин каждый, намереваясь их продать без особого труда.
Но и Германии, где в январе 1933 года нацисты получили большинство в рейхстаге, и во Франции правительства продолжали закручивать гайки - на фоне экономического кризиса каждая из стран стремилась защитить отечественного производителя и дать работу своим гражданам. Немецкий Форд был вынужден максимально локализовать производство автомобилей и комплектующих, чтобы не попасть под драконовские налоги, а французское отделение под гнётом пошлин на импорт было вынуждено продавать ввезённые автомобили по неконкурентоспособным ценам - хорошо известный нам Ford Model A стоил во Франции 1933 года $1020 - это была самая высокая цена на фордовский бестселлер в Европе, а V-8 обходился французскому покупателю в $1484 (американец платил Форду за эту машину $550). Во Франции продали за 1932-33 года лишь 2839 Model Y вместо запланированных 10 тысяч в год, а Германия в срочном порядке получила свой местный локализованный вариант машины.На фоне этих событий британский Форд изготовил в 1933 году 32 958 экземпляров Ford Model Y, а общий объём производства достиг лишь 55 339 автомобилей - планы к тому времени уже скорректировали с 200 до 120 тысяч автомобилей в год, но не достигли и половины намеченного.
Впрочем, тридцать с лишним тысяч выпущенных малолитражек Model Y позволили Форду войти в "большую тройку" британских производителей - вслед за Остином (28,8% рынка легковых автомобилей) и Моррисом (27,2%) с показателем в 18,9%. Помимо этого, Model Y в 1934 году единолично захватила 54% рынка автомобилей в классе 8HP и ниже. Машины экспортировались в Канаду (в обмен поставлялись V-8, производство которых в Великобритании начнётся чуть позже), в другие страны Британского Содружества и в остальную Европу.
Поскольку планам британской экспансии на самые развитые автомобильные рынки сбыться было не суждено, англичане пошли по проторённому ещё Генри Фордом пути - история его успеха с Model T была известна всему миру, а рецепт "снижай цену, продавай больше" был ещё относительно свеж для автомобильного рынка. Была развёрнута широчайшая компания по снижению производственных издержек как на фордовском заводе, так и среди многочисленных поставщиков. Да, британский автопроизводитель не просто прессовал своих партнёров, выкручивая им руки и грозя найти альтернативу - фордовские эмиссары отправились на заводы поставщиков, чтобы вместе найти возможности для снижения цен. Экономисты, технологи и бухгалтеры Форда раз за разом требовали финансовую и производственную отчётность партнёров, изыскивая возможности снижения издержек. Ведь в конечном результате были заинтересованы все - никто особо не сомневался, что рост продаж значительно подешевевших машин неминуем.
Результатом стало поэтапное снижение цены автомобиля - сначала со £120 до £115 в декабре 1934 года, затем - до £110 в сентябре 1935-го, а уже 17 октября было объявлено о небывалом снижении цены на автомобиль - до £100. В том 1935 году, на фоне представленных новинок Остина и Морриса, доля Форда в нише "8НР и ниже" упала до 22%, но уже в следующем 1936-м выросла до 41%. Ещё бы - полноценный четырёхместный седан стоил дешевле двухместных малолитражек конкурентов. Доля Форда на британском рынке тоже подросла - до 22,1% в 1937 году и хотя Форд оставался на третьем месте среди местных производителей, его 78 000 выпущенных автомобилей были лишь чуть меньше 80 тысяч Остина. И основная заслуга принадлежала непритязательной, но вполне современной четырёхместной машинке Ford Model Y.
Модель на фотографиях изготовлена британской компанией Western Models из "белого металла", как и масштабная копия фургончика на базе этой машины. Модель представляет собой Model Y после небольшой модернизации 1933 года - из внешних отличий: изогнутый передний бампер (у ранних машин был прямой) и увеличенная высота облицовки радиатора. Изделия Western Models и Promod отличаются стоимостью в четыре раза, но и качество проработки и изготовления седана значительно выше, чем фургона. Вообще, британские модели из "белого металла" отличаются какой-то особенной "настоящестью" - и в руки взять приятно, и разглядывать в удовольствие. На прототип вполне похоже, проработка деталей достаточная и аккуратная.
На фоне знакомой "Эмки" хорошо видна малость размеров британской машинки.
Нечастый пример хорошо проработанных спицованных колёс 1930-х годов.
Модель автомобиля: 1935 Ford Model Y Popular
Наименование модели: 1935 Ford 8 "Y" 2-door
Производитель: Western Models
Дата выпуска: ????
Каталожный номер: WMS 94
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: отличная модель британской малолитражки
Субъективная оценка: 9/10
Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек
Надо отметить, что новейший завод британского Форда в Дагенхэме, построенный в разгар Великой Депрессии, имел проектную мощность в 200 тысяч автомобилей ежегодно. Таких цифр в 1930-х годах, конечно, не достигли, но вполне могли. Британский филиал дрался аки лев, отстаивая перед американскими хозяевами необходимость сохранить производство новой малолитражки только в Дагенхэме - в письмах и во время личных встреч англичане доказывали нерентабельность и ненужность дорогостоящей модернизации немецких и французских заводов Форда для производства Model Y. Ещё бы - столько сил было положено на пробивание возможности производства этой машины в Великобритании - ведь в конце 1920-х доля малолитражек в нише "ниже 10HP" была всего 25%, а к 1933 году выросла до 60! Удивительная коммерческая прозорливость должна была принести британцам дивиденды. Германские и французские отделения Форда, конечно же, встретили новую машину с большим энтузиазмом и разместили заказы на 10 тысяч машин каждый, намереваясь их продать без особого труда.
Но и Германии, где в январе 1933 года нацисты получили большинство в рейхстаге, и во Франции правительства продолжали закручивать гайки - на фоне экономического кризиса каждая из стран стремилась защитить отечественного производителя и дать работу своим гражданам. Немецкий Форд был вынужден максимально локализовать производство автомобилей и комплектующих, чтобы не попасть под драконовские налоги, а французское отделение под гнётом пошлин на импорт было вынуждено продавать ввезённые автомобили по неконкурентоспособным ценам - хорошо известный нам Ford Model A стоил во Франции 1933 года $1020 - это была самая высокая цена на фордовский бестселлер в Европе, а V-8 обходился французскому покупателю в $1484 (американец платил Форду за эту машину $550). Во Франции продали за 1932-33 года лишь 2839 Model Y вместо запланированных 10 тысяч в год, а Германия в срочном порядке получила свой местный локализованный вариант машины.На фоне этих событий британский Форд изготовил в 1933 году 32 958 экземпляров Ford Model Y, а общий объём производства достиг лишь 55 339 автомобилей - планы к тому времени уже скорректировали с 200 до 120 тысяч автомобилей в год, но не достигли и половины намеченного.
Впрочем, тридцать с лишним тысяч выпущенных малолитражек Model Y позволили Форду войти в "большую тройку" британских производителей - вслед за Остином (28,8% рынка легковых автомобилей) и Моррисом (27,2%) с показателем в 18,9%. Помимо этого, Model Y в 1934 году единолично захватила 54% рынка автомобилей в классе 8HP и ниже. Машины экспортировались в Канаду (в обмен поставлялись V-8, производство которых в Великобритании начнётся чуть позже), в другие страны Британского Содружества и в остальную Европу.
Поскольку планам британской экспансии на самые развитые автомобильные рынки сбыться было не суждено, англичане пошли по проторённому ещё Генри Фордом пути - история его успеха с Model T была известна всему миру, а рецепт "снижай цену, продавай больше" был ещё относительно свеж для автомобильного рынка. Была развёрнута широчайшая компания по снижению производственных издержек как на фордовском заводе, так и среди многочисленных поставщиков. Да, британский автопроизводитель не просто прессовал своих партнёров, выкручивая им руки и грозя найти альтернативу - фордовские эмиссары отправились на заводы поставщиков, чтобы вместе найти возможности для снижения цен. Экономисты, технологи и бухгалтеры Форда раз за разом требовали финансовую и производственную отчётность партнёров, изыскивая возможности снижения издержек. Ведь в конечном результате были заинтересованы все - никто особо не сомневался, что рост продаж значительно подешевевших машин неминуем.
Результатом стало поэтапное снижение цены автомобиля - сначала со £120 до £115 в декабре 1934 года, затем - до £110 в сентябре 1935-го, а уже 17 октября было объявлено о небывалом снижении цены на автомобиль - до £100. В том 1935 году, на фоне представленных новинок Остина и Морриса, доля Форда в нише "8НР и ниже" упала до 22%, но уже в следующем 1936-м выросла до 41%. Ещё бы - полноценный четырёхместный седан стоил дешевле двухместных малолитражек конкурентов. Доля Форда на британском рынке тоже подросла - до 22,1% в 1937 году и хотя Форд оставался на третьем месте среди местных производителей, его 78 000 выпущенных автомобилей были лишь чуть меньше 80 тысяч Остина. И основная заслуга принадлежала непритязательной, но вполне современной четырёхместной машинке Ford Model Y.
Модель на фотографиях изготовлена британской компанией Western Models из "белого металла", как и масштабная копия фургончика на базе этой машины. Модель представляет собой Model Y после небольшой модернизации 1933 года - из внешних отличий: изогнутый передний бампер (у ранних машин был прямой) и увеличенная высота облицовки радиатора. Изделия Western Models и Promod отличаются стоимостью в четыре раза, но и качество проработки и изготовления седана значительно выше, чем фургона. Вообще, британские модели из "белого металла" отличаются какой-то особенной "настоящестью" - и в руки взять приятно, и разглядывать в удовольствие. На прототип вполне похоже, проработка деталей достаточная и аккуратная.
На фоне знакомой "Эмки" хорошо видна малость размеров британской машинки.
Нечастый пример хорошо проработанных спицованных колёс 1930-х годов.
Модель автомобиля: 1935 Ford Model Y Popular
Наименование модели: 1935 Ford 8 "Y" 2-door
Производитель: Western Models
Дата выпуска: ????
Каталожный номер: WMS 94
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: отличная модель британской малолитражки
Субъективная оценка: 9/10
Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек
Комментариев нет:
Отправить комментарий