«У нас не было чёрной металлургии, основы
индустриализации страны, у нас она есть теперь. У нас не было
тракторной промышленности, У нас она есть теперь. У нас не было
автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было
станкостроения. У нас оно есть теперь. У нас не было серьёзной и
современной химической промышленности. У нас она есть теперь. У нас не
было действительной и серьёзной промышленности по производству
современных сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь. У нас не
было авиационной промышленности. У нас она есть теперь. В смысле
производства электрической энергии мы стояли на самом последнем месте.
Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. В смысле производства
нефтяных продуктов и угля мы стояли на последнем месте. Теперь мы
выдвинулись на одно из первых мест…" (Сталин И.В. Сочинения.Т.13. С.178
– 179)
Доклад т.Сталина "Итоги первой пятилетки" на долгие десятилетия стал шпаргалкой для написания новой, советской истории развития промышленности в России и СССР. "У нас не было автомобильной промышленности". И никак иначе. И интереса особого к дореволюционным автомобилям не было, и публикаций на эту тему было чуть, а три войны и две революции плюс традиции сбора металлолома отнюдь не способствовали сохранению живых свидетельств той эпохи. Найденный в Тверской области в середине 1960-х Руссо-Балт К12/20 1911 года, восстановленный в НАМИ и ставший гордостью автомобильной экспозиции Политехнического музея - сохранился чудом. Владелец, купивший его в 1929 году эксплуатировал машину до 1942 года, после чего машина стояла четверть века без движения, пока её не выкупил Мосфильм для съёмок фильма то ли про Чапаева, то ли про революцию. Хорошо, что машину нашли киношники - прибалтийские товарищи успели распилить раму второго сохранившегося пожарного Руссо-Балта до того, как машиной заинтересовались любители истории.
Лев Михайлович Шугуров, известный всем советским школьникам и пенсионерам, увлечённым автомобильной историей, смог издать свою книгу об автомобилях РБВЗ только в 2004 году, в год своего семидесятилетия, хотя рукопись была готова ещё в 1980-х. Думаю, что две книги Шугурова, изданные в тот год - "Погоня за Руссо-Балтом" и "Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001." - это больше подарок к юбилею от соратников, чем востребованный широкими массами продукт. Ведь обе книги до сих пор в свободной продаже - за семь лет не нашлось и 2,5 тысяч заинтересованных отечественной автоисторией покупателей. Несмотря на бурное развитие интернет-форумов, появление новых историков (или "историков"?) автомобильного дела, новых книг про Русско-Балтийские автомобили пока не предвидится и книга Шугурова остаётся самым масштабным трудом по истории этой марки.
Удивительно, но в конце 1970-х - начале 1980-х в Саратове вслед за моделями Москвичей, "Волг" и "Жигулей" поставили на поток производство масштабных копий автомобилей РБВЗ. Да не одну модель запустили в разных цветах-вариантах, а разработали на основе оригинальных чертежей целое семейство копий дореволюционных автомобилей. Может "Автоэкспорт" нуждался в такой сувенирной продукции, может другие причины тому были, но отличные модели пополнили полки собирателей. Первой, появившейся в 1978 году моделью был Руссо-Балт С24/40 с кузовом торпедо за номером А22. Этой же модели и повезло больше остальных - за годы выпуска она практически не претерпела изменений и упрощений, оставаясь в производстве до сих пор.
Модель на фотографиях - интересной судьбы: этот Руссо-Балт из "немецкой партии", предназначенной для магазина в ГДР, который так и не открылся на фоне разрушения берлинской стены и оборванных связей со "старшим братом". Экземпляры из этой партии до сих пор появляются на иностранных интернет-аукционах и примечательны сохранностью и единым голубым цветом.
Эти две масштабные копии Русско-Балртийских автомобилей разделяет во времени более четверти века - голубой выпущен в 1984 году, а зелёный - в 2010-м. Отличия минимальны.
Невесёлый постскриптум: в январе 2012 года, уже совсем скоро, исполнится 100 лет участию автомобиля Руссо-Балт в ралли Монте-Карло. Разумеется, никто из отечественных заказчиков-производителей масштабных копий не догадался заказать у китайских товарищей масштабную копию автомобиля Нагеля. И, скорее всего, кроме статьи Станислава Кирильца в каком-нибудь заштатном или специализированном журнале, других публикаций на эту тему ждать не приходится. Впрочем, буду рад ошибиться.
Доклад т.Сталина "Итоги первой пятилетки" на долгие десятилетия стал шпаргалкой для написания новой, советской истории развития промышленности в России и СССР. "У нас не было автомобильной промышленности". И никак иначе. И интереса особого к дореволюционным автомобилям не было, и публикаций на эту тему было чуть, а три войны и две революции плюс традиции сбора металлолома отнюдь не способствовали сохранению живых свидетельств той эпохи. Найденный в Тверской области в середине 1960-х Руссо-Балт К12/20 1911 года, восстановленный в НАМИ и ставший гордостью автомобильной экспозиции Политехнического музея - сохранился чудом. Владелец, купивший его в 1929 году эксплуатировал машину до 1942 года, после чего машина стояла четверть века без движения, пока её не выкупил Мосфильм для съёмок фильма то ли про Чапаева, то ли про революцию. Хорошо, что машину нашли киношники - прибалтийские товарищи успели распилить раму второго сохранившегося пожарного Руссо-Балта до того, как машиной заинтересовались любители истории.
Лев Михайлович Шугуров, известный всем советским школьникам и пенсионерам, увлечённым автомобильной историей, смог издать свою книгу об автомобилях РБВЗ только в 2004 году, в год своего семидесятилетия, хотя рукопись была готова ещё в 1980-х. Думаю, что две книги Шугурова, изданные в тот год - "Погоня за Руссо-Балтом" и "Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001." - это больше подарок к юбилею от соратников, чем востребованный широкими массами продукт. Ведь обе книги до сих пор в свободной продаже - за семь лет не нашлось и 2,5 тысяч заинтересованных отечественной автоисторией покупателей. Несмотря на бурное развитие интернет-форумов, появление новых историков (или "историков"?) автомобильного дела, новых книг про Русско-Балтийские автомобили пока не предвидится и книга Шугурова остаётся самым масштабным трудом по истории этой марки.
Удивительно, но в конце 1970-х - начале 1980-х в Саратове вслед за моделями Москвичей, "Волг" и "Жигулей" поставили на поток производство масштабных копий автомобилей РБВЗ. Да не одну модель запустили в разных цветах-вариантах, а разработали на основе оригинальных чертежей целое семейство копий дореволюционных автомобилей. Может "Автоэкспорт" нуждался в такой сувенирной продукции, может другие причины тому были, но отличные модели пополнили полки собирателей. Первой, появившейся в 1978 году моделью был Руссо-Балт С24/40 с кузовом торпедо за номером А22. Этой же модели и повезло больше остальных - за годы выпуска она практически не претерпела изменений и упрощений, оставаясь в производстве до сих пор.
Модель на фотографиях - интересной судьбы: этот Руссо-Балт из "немецкой партии", предназначенной для магазина в ГДР, который так и не открылся на фоне разрушения берлинской стены и оборванных связей со "старшим братом". Экземпляры из этой партии до сих пор появляются на иностранных интернет-аукционах и примечательны сохранностью и единым голубым цветом.
Эти две масштабные копии Русско-Балртийских автомобилей разделяет во времени более четверти века - голубой выпущен в 1984 году, а зелёный - в 2010-м. Отличия минимальны.
Невесёлый постскриптум: в январе 2012 года, уже совсем скоро, исполнится 100 лет участию автомобиля Руссо-Балт в ралли Монте-Карло. Разумеется, никто из отечественных заказчиков-производителей масштабных копий не догадался заказать у китайских товарищей масштабную копию автомобиля Нагеля. И, скорее всего, кроме статьи Станислава Кирильца в каком-нибудь заштатном или специализированном журнале, других публикаций на эту тему ждать не приходится. Впрочем, буду рад ошибиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий