Машины наших отцов
История, которой у нас пока нет - история автомобилей наших отцов. Нет-нет, автомобилизация шагала по Стране Советов семимильными шагами, охватывая (по решению партии и правительства, разумеется, а не стихийно) широкие массы автолюбителей. Правда, автолюбителей в СССР было гораздо больше, чем автомобилистов, а глубиной познаний в вожделённой области советский автолюбитель поражал (да и до сих пор продолжает удивлять) зарубежных автовладельцев. Им, буржуинам, кажется, что в автомобиле важна стоимость владения, управляемость, вместительность, имидж и прочие критерии и характеристики сугубо пользовательские. Закалённый же отсутствием нормального автосервиса, дефицитом запасных частей и расходников, воспитанный ДОСААФом и рубрикой "Советы бывалых" журнала "За рулём", советский автолюбитель досконально знал устройство всех узлов и агрегатов, а многие из них (благодаря советскому качеству изготовления) мог разобрать-собрать с закрытыми глазами. Про балансировку колёс на просторах б.СССР многие узнали только с приходом капитализма и довольно долго относились к этой процедуре весьма подозрительно.
Автомобиль даже в условиях развитого социализма, конечно же, характеризовал своего хозяина. Не всякому инженеру было дано накопить на свеженькие "Жигули", да и не каждому НИИ выделяли автомобилей столько, что б в очереди можно было отстоять разумные 5-7 лет. "Волга", "Жигули", "Запорожец" и "Москвич" - вот и все основные разновидности автомобилей за воротами боксов гаражных кооперативов на просторах одной шестой части суши. Были, были разновидности - и Москвичи родом из столицы или Ижевска, и "Жигули" разных моделей, и возраст автомобиля добавлял морального удовлетворения владельцам. Но осознанного выбора из десятков моделей и модификаций разных производителей у советского автолюбителя не было. И вспомнить сейчас можно разве о трепете, вызванном долгожданной открыткой из автомагазина с извещением, что очередь - наконец-то! - подошла.
Только последние несколько лет, на волне роста цен нефть, с помощью открытого заново слова "кредит" на просторах б.СССР пишутся первые главы той истории, которой посвящена книжка небольшого формата, выпущенная под лэйблом Top Gear. Наследникам советских автолюбителей, ломающих на форумах копья на темы особенностей работы современных роботизированных коробок передач разных производителей или ищущих ошибки в описаниях конструкции редуктора в очередном выпуске журнала "Автолегенды СССР" - эта книга будет малоинтересна. Но всё больше отечественных автолюбителей становятся автопользователями и автопотребителями, выбирающими автомобили не по удобству грядущей через семь лет замены заднего правого рычага, а по тем самым критериями, которыми руководствуются автолюбители стран загнивающего капитализма уже больше сотни лет - удобство, стоимость и соответствие индивидуальным требованиям автовладельца. И владельцы Форда, Мазды, Мерседеса или Фольксвагена, сделавшие свой осознанный выбор, безусловно отличаются друг от друга. Настолько, что об этом можно будет и книгу написать со временем. Ну а британские автолюбители такую книженцию уже получили несколько лет назад - она об их отцах и их машинах.
Британские отцы разбиты на несколько категорий - от "типичного папы" до "высокотехнологичного", через демобилизованных отцов и отцов-руководителей. В каждой из дюжины категорий - пяток автомобилей, выбранных с учётом объёмов продаж, тестов тех времён и вообще - с умом. Интереснейшая, на мой взгляд, история автомобилизации нескольких поколений британцев. Впрочем, и с нашей историей можно найти связь. Знаете, почему в конце 1980-х - начале 1990-х облик наших улиц определяли подержанные Опели, а не Форды? Да потому, что Рекорды и Асконы покупали те, кто не смог себя заставить купить Сиерру. И купил обычный и привычный автомобиль. Хотя и ездил до этого на Фордах. И таких было достаточно, чтобы продажи GM небывало выросли в сравнении с Ford'ом. Случись бум подержанных автомобилей у нас на пять лет раньше - и улицы заполонили б подержанные Форды среднего класса.
Москвич, хоть и стал иллюстрацией раздела "типичных пап", аннотации не заслужил. А вот Лада - заняла своё место в этой субъективной истории на базе объективных данных. В неплохой и нескушной, надо заметить, компании нашлось место нашим "Жигулям".
Хорошая и недорогая книжка, рекомендую. Посмотреть содержание можно здесь, даванув на LOOK INSIDE
Комментариев нет:
Отправить комментарий