среда, 5 апреля 2017 г.

Послевоенная Великобритания: Morris Minor 6cwt van BMC Service (Vanguards)



Morris Minor представили публике на автосалоне 1948 года в Эрлс Корт - Великобритания ещё не оправилась от войны, внешний долг был огромен, талоны на топливо отменят лишь через два года, автомобили были в страшном дефиците, а правительство выдавливало отечественные автомобили на экспорт - стране остро была необходима валюта. Автомобильная отрасль замерла практически на десять лет, последний автосалон британские автолюбители видели в 1938, но к выставке сорок восьмого года производители подготовили массу новинок - только полностью новых машин представили двадцать одну, не считая обновлённых и модернизированных довоенных автомобилей. Среди главных экспонатов, на которые пришло поглазеть более полумиллиона человек, были Jaguar XK120 и Mark V, Standard Vanguard и конечно же Morris Minor, спроектированный Алеком Иссигонисом.



Великобритания вступила во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 года и у правительства уже был чёткий план в отношении автомобилистов: уже 23 сентября ввели жёсткую систему распределения топлива (остров же как-никак, доставка нефти танкерами и немецкие подводные лодки вокруг), привязанную к мощности автомобилей - автомобилист могу получить топлива, на котором мог бы проехать около двухсот миль в месяц - от 4 до 10 галлонов. В то же время нефтяные компании объединили свои ресурсы под контролем правительства и знакомые потребителю вывески конкурентов исчезнут с АЗС на долгие четырнадцать лет. Цены на топливо тоже были едиными, но там, где талоны - там и чёрный рынок с тройной ценой за галлон. Для борьбы со спекулянтами и смекалистыми водилами государственного транспорта, бензин красили в два цвета - гостопливо было красным, частникам заливали желтоватый бензин. Но подпольные технологи перегоняли топливо и чёрный рынок процветал несмотря на суровую ответственность военного времени - автолюбителю с красным топливом в баке грозил чудовищный штраф в 1000 полновесных фунтов, лишение прав и заключение, а владелец бензоколонки, заливший гостопливо частнику, лишался своего бизнеса.

В июле 1942 года всё стало проще: распределение топлива закончилось и на дорогах остались только служебные машины и те немногие автолюбители, что смогли доказать жизненную необходимость передвигаться на автомобиле: доктора, что ездили к своим пациентам или жители отдалённых районов, которые ни в магазин, ни в церковь без машины добраться не могли. Лишь в июне 1945 года для рядового автолюбителя снова появилась возможность купить топлива по талонам, но нормы были ещё меньше, чем в 1939 году - огромный дефицит бюджета заставлял правительство жёстко ограничивать валютные траты - закупка нефти за доллары была среди них. Занятно, что при этом на импорт табака уходило 30 миллионов фунтов в год, а за свежие американские фильмы платили 19 миллионов. Только 26 мая 1950 года отменили талоны на топливо и автомобильная жизнь начала налаживаться.





Производство гражданских автомобилей в 1939 году не остановили, но автопроизводителей принуждали к экспорту - стране нужна была валюта. В июне 1940 года правительство вовсе запретило продажу новых автомобилей на внутреннем рынке, наложив лапу на склады готовой продукции всех автопроизводителей - только экспорт!, и лишь через год разрешило ограниченную продажу новых машин всё тем же категориям граждан, которые без автомобиля обходится никак не могли и доказали это чиновникам. Так что к моменту возобновления производства и продажи автомобилей в 1945 году в Великобритании был огромный спрос на машины - и цены мгновенно взмыли в космос: в сентябре 1939 года новенький Austin Ten стоил £175, а в ноябре 1945 за такую же малолитражку просили £435 - помимо дефицита свою роль сыграл и налог на покупку, введённый в 1940 году - 33,3% для недорогих машин и 66,6% для автомобилей стоимостью более £1000. На вторичном рынке воцарились спекулянты и возникла хорошо знакомая советским автолюбителям ситуация, когда подержанный автомобиль стоил дороже нового - в июне 1946 даже ввели обязательства для покупателей не продавать новый автомобиль в течение шести месяцев: каждый подписывал бумагу и за соблюдением нового правила тщательно следили. С марта 1947 года срок продлили до года, а в 1950-м - до двух лет. Параллельно государство, боровшееся за баланс экспорта и импорта, подняло для автопроизводителей планку - в 1947 году на экспорт должно было уходить не менее 75 процентов произведённых автомобилей.




На фоне дефицита автомобилей и топлива страна остро нуждалась в массовых и недорогих машинах, которые и за рубежом бы хорошо продавались и насытили б внутренний рынок - ведь большинство производителей конца 1940-х, не имея сил и средств на переоснащение производства, поставили на конвейер простецкие довоенные машины, которые на фоне американских новинок выглядели весьма убого. И Morris Minor 1948 года пришёлся кстати: современный внешний вид, независимая передняя подвеска, несущий и просторный кузов, отличный ход и управляемость, да ещё и достаточно надёжный и простой в обслуживании - то, что и требовалось. К февралю 1961 года таких машин изготовили миллион.




Фургон Morris Minor 6cwt появился в 1953 году вместе с пикапом и делали их до начала 1970-х - вполне себе легенда британского автопрома, наравне с седаном. Все три разновидности изготовил Vanguards в 1990-х - со свойственном марке грубоватым изяществом и точностью в передаче форм: отличные модели, передающие дух и суть эпохи.




Сделано в Англии, нынче это дорогого стоит:





Традиционный вкладыш с картинкой, номером и краткой историей машины:





Традиционная картонная коробочка Vanguards:




Модель автомобиля: 1956 Morris Minor 6cwt van BMC Service
Наименование модели: 
Morris Minor Van BMC Service 
Производитель: Vanguards
Дата выпуска: 1996 год

Каталожный номер: VA11007

Серия: 1950's - 1960's Classic Commercial Vehicles
Тираж: нет данных
Краткое мнение: британский каблук
 
Субъективная оценка: 8/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий