вторник, 4 апреля 2017 г.

Книжная полка: Победа и другие события



На полках магазинов появилась новая книга Ивана Падерина "Победа и другие события", посвящённая первой послевоенной легковушке Горьковского автозавода ГАЗ-М20 "Победа". Огромный фолиант, отпечатанный на шершавой желтоватой бумаге, сделали по мотивам послевоенных изданий - да и содержание авторы явно пытались выдержать в стиле, духе и букве тех лет. Авторы? Да - их в этот раз двое: Иван Падерин и Денис Орлов. И вдвоём они попытались объять необъятное, испещрённое к тому же белыми пятнами и недомолвками. Получилось ли? Вполне.



Мудрый и работоспособный тов. Сталин, глубокое знание производства Наркомом среднего машиностроения тов. Акоповым, дерзкий и упорный Липгарт - книга о "Победе" выводит характеры, авторы пересказывают документы, разбавляя сухой текст отчётов и приказов своей интерпретацией событий и причин. На грани художественной литературы, в рамках нынешней идеологии и по форме прежних времён ("...Умело работает штыком конструктор тов. Шимановский...") - дух эпохи передан безусловно, но местами читателя, успевшего ознакомиться не только с советской версией отечественной истории, может и покоробить.

Безусловно огромный пласт архивной информации, поднятый за последние годы авторами на ГАЗе, делает книгу уникальной по содержанию: такой плотной фактографии ни в одном предыдущем издании, посвящённом отечественным автомобилям, не было. Издание предельно насыщено документами, фотографиями, таблицами, чертежами, отчётами и приказами - там же, где их не хватает, авторами достроены логические связи и сделана попытка объяснить причины тех или иных решений. В целом получилось вполне ладно и достоверно - да и точнее мы уже никогда не узнаем: очевидцев не осталось, большинство ключевых документов и событий - известны, неожиданные мемуары участников событий уже вряд ли всплывут. Видимо эта книга и есть - финальная история "Победы". Её можно дополнять, спорить о каких-то деталях, но полнее и объёмнее эту историю уже не рассказать.

Оформление книги, основанное на конкретном послевоенном издании (примеры его страниц здесь тоже есть), характерно огромными полями и категорически мелким, а местами очень мелким шрифтом - в размашистом издании образца 1948 года буквы были покрупнее:


Сталин, Акопов, Липгарт, Добровольский, Арямов, Долматовский, Еремеев, Дьяконов, Грачёв и многие, многие другие - книга полна судьбами людей, причастных к созданию "Победы" - кому-то посвящено несколько глав, кому - пара абзацев, а кто-то удостоился лишь подписи под фотографией, но люди - этого зачастую не хватает историческим исследованиям на тему автомобилей - люди в этой истории есть. Как есть и сама эпоха - в фотографиях, в приказах о премировании отрезом ткани на костюм или в отчётах и даже в стихах - "Победа" ведь не просто автомобиль, это символ ушедших времён. Вернуться туда, конечно же, не выйдет - но оглянуться - вполне. И книга тому поможет. 

И военной технике нашлось место - история ГАЗа и "Победы", как и самой Победы - она и в этих танках из города Горький. Ещё более размашистые поля и ещё более мелкий текст врезки о военной технике:


Эволюция внешнего облика, как и история модернизации - всё, что доступно, отражено и проиллюстрировано:




И про ЗиС-110 нашлось, что рассказать в книге о "других событиях":


В книге, среди множества иллюстраций, есть и современные рисунки, и даже 3D графика.


Авторы книги, видимо, не смогли найти консенсус с самолюбием автора рисунков - крупненький такой автограф автора на видном месте. И автор 3d-картинок тоже свой логотип тиснул похожим образом:


В книге множество цитат из буклетов и статей, современных той "Победе":




Несмотря на чёрно-белый формат книги, цветные вставки с глянцевой бумагой тоже есть - на них и перепечатка рекламных буклетов, и цветные фотографии Добровольского, и примеры цветов, в которые красили "Победу":




Попытка собрать вместе современников с похожими кузовами - французский Ford Vedette, выросший из американского проекта малого Форда не пошедшего в серию за океаном, - лишь один из восемнадцати современников, несмотря на самые очевидные заимствования формы кузова. Вообще, корням "Победы" (или "генезису" в формулировке авторов) в книге посвящена целая глава - там и BMW можно найти, и Шкоду с Татрой, и вообще много слов написано. Рядом есть и фрагмент отчёта инженера-конструктора Росткова, что стажировался в 1940-х у американцев и слал подробные отчёты на родину - на рисунке, подписанном как Ford 1945-46 - самый очевидный источник "вдохновения" для кузовщиков ГАЗа, но по мнению авторов - это лишь один из эпизодов. Чтобы составить собственное мнение - придётся прочитать всю главу и ещё немного:








Спортивным "Победам" тоже уделено немало места - часть истории, как ни крути и не смейся. И даже про аварию немецкого Auto Union можно узнать в подробностях, благодаря фотографиям Добровольского.


Уникальные цветные фотографии:


И "Волга" в этой книге тоже есть - вплетена и переплетена её история в победные страницы:


Трёхмерные компьютерные картинки - единственное, что выбивается из общего стиля и настроения книги:


До американцев с "Победой" - тоже добрались. Фотографии из американского фотохранилища известны давно, но здесь на них нанизаны статьи и сама история с "Победой" в Америке:

В приложении - таблицы и чертежи:


Огроменная, толстенная, с красным корешком и золотым тиснением - такая вот книга про "Победу":






Что в итоге? В итоге на полке - одна из лучших книг о советских автомобилях, если не самая лучшая на сегодняшний день. Местами спорная, как в оформлении, так и в содержании - но и времена, когда книги станут снова бесспорными ещё не наступили. Читайте, изучайте, вникайте и получайте удовольствие - оно того стоит.


Полноценных выходных данных, как и ISBN у книги нет. Тираж - 1500 экземпляров. Говорят, что в розницу должно уйти около 700, остальные - подарочные для ГАЗа и прочих причастных. В магазинах за издание просят 2 900 рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий