среда, 5 апреля 2017 г.

Длинный нос Урала: Урал-4320-31 (Автоистория)



14 апреля 1993 года на заводе двигателей КамАЗ вспыхнул пожар. Говорят, что искра побила кабель в трансформаторном блоке, тот взорвался и огонь моментально, по вентиляционным шахтам, добрался до крыши, покрытой гудроном. Полыхало ещё долго, пожар смогли локализовать только через пять часов, но горел завод двигателей как раз в обеденный перерыв второй смены - удивительным образом никто не пострадал. Кроме, разумеется грузового автомобилестроения всей страны.

КамАЗ задумывался как аналог ВАЗа - современный завод по массовому производству большегрузных автомобилей с дизельным двигателем: ведь до его запуска МАЗ не справлялся со спросом, выпуская пару десятков тысяч грузовиков в год (как и объёмы выпуска легковушек на АЗЛК были явно недостаточными, а конструкция самих автомобилей - архаичной). С дизелями в стране вообще как-то не складывалось: легковой дизель так и не освоили, да и КамАЗу достался силовой агрегат не самый удачный - высокооборотный и недостаточно надёжный. На Западе купить завод по производству дизелей в 1970-х не удалось, поэтому в серию пошла ярославская конструкция Г.Д. Чернышева. Но несмотря на недостатки, этот грузовой дизель стал по-настоящему массовым и незаменимым - от поставок из Набережных Челнов зависело и производство автобусов ЛиАЗ-5256, и внедорожных грузовиков Урал-4320. И этих дизелей не хватало - в начале 1980-х наконец-то удалось договориться с Klöckner Humboldt Deutz о покупке лицензии на семейство дизельных двигателей - они нужны были и ГАЗонам, и Уралам, и автобусам. Но к 1993 году запустить массовое производство лицензионных дизелей не смогли, да и сам дизельный завод оказался в другой стране - строили его в казахстанском Кустанае. Пожар 1993 года остановил завод, производивший 150 тысяч двигателей в год, на котором работало 17 тысяч человек - масштаб трагедии, пересчитанный в триста миллиардов тех рублей, газеты сравнивали с ущербом от аварии на Чернобыльской АЭС.

УралАЗ, оставшись без двигателей, судорожно пытался найти выход - им стали, разумеется, ярославские дизели: сначала маломощный шестицилиндровый ЯМЗ-236 - на тридцать сил слабее камазовского, но входивший в подкапотное пространство Урала, а затем тяжёлый и мощный восьмицилиндровый ЯМЗ-238 - для его-то размещения и удлинили нос автомобилю Урал-4320. Грузовик получил индекс 4320-31 и производится в таком виде до сих пор. Красоты машине этот нос не добавил, конечно, но за двадцать прошедших лет эти длинноносые Уралы стали привычными на дорогах страны. Потому и модель такой машины на полку поставить хотел всяк собиратель, интересующийся грузовиками - даже конверсии делали для особо страждущих, кустарно удлиняя морду модели производства Элекон. А в прошлом году, видимо на последней волне модельного изобилия, костромские товарищи заказали китайцам и такую кабину:



Модель китайцам удалась: узнаваемая кабина, разумно-достаточная деталировка, хорошие колёса, светотехника и даже тент. Надписи "Урал" на предке, конечно, нет - как и на предыдущих моделях автомобилей, права на которые принадлежат не народу, а Группе ГАЗ. Номерные знаки модель бы оживили ещё больше, но не тот случай.













Вид снизу неплох, но несмотря на длинный капот, под которым скрывается дизель ЯМЗ, вся деталировка осталась от прежних моделей с двигателем КамАЗ:





Тент снимается (на фотографиях выше и стоит задом наперёд) - без него грузовик тоже хорош:

















Модель автомобиля: 1994 Урал-4320-31
Наименование модели: 4320-31

Производитель: Markun Toys / Start Scale Models
Дата выпуска: 25 ноября 2015 года
Каталожный номер: -
Серия: Автоистория

Тираж: нет данных
Краткое мнение: добротная модель

Субъективная оценка: 9/10

Цена: 1850 руб.


Комментариев нет:

Отправить комментарий