среда, 5 апреля 2017 г.

Автолегенды СССР и Соцстран: выпуск 205 - Nysa 522M



"... Как известно, Советский Союз является одним из главных потребителей польских фургонов "Ныса". В нынешнем году автомобильный завод в городе Нысе, давшем название этой марке, отправил в СССР 50-тысячую машину. Уже десять лет продолжается экспорт этих машин в нашу страну, параллельно с фургонами "Жук", которых поставлено более 30 тысяч... Фургоны малой грузоподъёмности и микроавтобусы "Ныса" пользуются большим спросом в нашем народном хозяйстве..."

Журнал "За рулём", №5 за 1977 год


И ещё бы им не пользоваться большим спросом - страна советов продолжала штамповать десятки и сотни тысяч грузовиков большой грузоподъёмности, параллельно высмеивая их нерациональное использование в том самом народном хозяйстве - а что делать, если других машин в колхозах, совхозах и на предприятиях, кроме ГАЗонов да ЗиЛов нет? Вот и гоняли многотонные машины за одним бидоном молока, а журнал "Крокодил" живо на такое безобразие реагировал карикатурами да фельетонами. Развозные машины грузоподъёмностью до тонны были огромным дефицитом, да и микроавтобусов РАФ, как ни тужился и не расширялся завод, выпускал явно недостаточно. И польские машины Nysa да Zuk закрывали эту брешь как могли - их тоже не хватало, они были далеко не самой передовой и отточенной конструкции, но других вариантов не было. И с 1967 года, когда начались массовые поставки этих автомобилей в СССР, они стали родными и знакомыми каждому жителю Советского Союза. Не редкость они на дорогах и до сих пор - узлы и агрегаты от советских машин, на базе которых были построены польские развозные автомобили, позволяли поддерживать импортные машины на ходу довольно долго.



Ряжский мусоровоз: МКМ-4503 (43253) - SSM



Новинки от костромских товарищей сыпятся нынче как из рога изобилия - дорогие изделия в боксах SSM дополняются картонными коробочками "Автоистория" и частота их появления уже давно опередила журнальные серии. А на фоне задавленных конкурентов у "производителя" появилась преотличная возможность продавать китайские машинки втридорога и не особо спешить с выпуском бюджетной серии "Автоистория". И правда - зачем? На меньшем втрое тираже, на упаковке которого красуются три буквы SSM можно заработать столько же - да и собиратели, наученные горьким опытом недостачи желанных моделей, сметают новинки ещё на стадии предзаказа - оно может и не надо в этот раз, да подумать времени нет - потом-то не будет. Так что шутки шутками, а чрезмерно увлечённые собиратели и вправду берут кредиты - чтобы успеть здесь и сейчас.

Правда ажиотаж отчасти надуманный - как и в случае с питерскими грузовиками от DiP, новинки SSM моментально исчезают из свободной продажи только в родительском магазине - через пару недель их вполне можно обнаружить в какой-нибудь московской или питерской лавке по госцене. Именно так и было с этим мусоровозом на шасси КамАЗ-43253, именуемом МКМ-4503.



Всё, что надо знать об отечественном автомобильном рынке



Нынче читать не принято, телевизор тоже остался где-то в прошлом - зато жизнь бьёт ключом на YouTube. А поскольку у топовых каналов там миллионы просмотров и подписчиков, то выборка получается статистически корректной и показательной. Вот и давайте взглянём. Сначала - на далеко не столь популярный канал Авторевю: он значительно уступает всем остальным автомобильным ютюберам, но при этом газета пытается делать профессиональные ролики - без эпатирования публики, технически корректно, но выходит зачастую уныло и тускло. Тем не менее четыре ролика набрали больше миллиона просмотров, а два из них перевалили за пару миллионов. Кто в призёрах? Lada XRay и дважды Lada Vesta.


Автолегенды СССР и Соцстран: выпуск 204 - Москвич-407



"...В начале мая текущего года с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей начнут сходить автомобили "Москвич", модель 407, с верхнеклапанными двигателями мощностью 45 л.с., задним мостом изменённой конструкции и некоторыми изменениями во внешнем виде кузова..."

"Москвич" модели 1958 года, журнал "За рулём", №5 1958 год




Автолегенды СССР и Соцстран: выпуск 203 - ГАЗ-13 "Чайка" Э-2



"...Наши машины завоевали себе признание благодаря совершенству конструкции, простоте и надёжности. Недаром высококвалифицированное международное жюри Всемирной выставки в Брюсселе удостоило "Волгу" высшей награды - "Гран-при", а "Москвича" - золотой медали..."  

За рулём, №3 за 1960 год, "Советские автомобили на мировом рынке"


Советская пресса бодро рапортовала о ворохе Гран-при и золотых медалей, привезённых советской делегацией из Брюсселя в 1958 году - правда в статье, посвящённой успехам автомобилей СССР на мировом рынке, почему-то не нашлось места другим призёрам - "Чайке", ЗиЛу, МАЗу, ЛАЗу и ГАЗону. Странно, ведь для обложки 12 номера за 1958 год Долматовский даже нарисовал все эти машины, что красовались на советском стенде в Брюсселе. Но как бы то ни было, благодарный читатель запомнил в первую очередь "Волгу" и её Гран-при. Пройдут годы, пока благодаря интернету и зарубежным ценителям совавтопрома мы не увидим грамоту той самой Всемирной выставки - её опубликует в книге "21" Иван Падерин, обратив внимание, что названия советских автомобилей впечатаны по-русски в иноземный бланк. Пройдёт ещё несколько лет, русскоязычный сегмент интернета наполнится информацией и станет возможным поразглядывать и другие "Гран-при" советских изделий, установок и книг, а обладая минимальными познаниями в иностранных языках можно найти и информацию о других участниках - другие страны тоже рапортовали о десятках Гран-при и золотых медалей. Каждая. Но практически никто не переводит эти награды в слова международного признания изделий - даже по поводу "лучшего павильона" Всемирной выставки мнения расходятся. Можно предположить, что этот "Гран-при" был не больше, чем "Почётной грамотой" за участие в выставке - помните такой формат поощрения участников многочисленных состязаний былых времён?

Как бы то ни было, но очередным выпуском журнальной серии "Автолегенды СССР и Соцстран" стала "выставочная" "Чайка" ГАЗ-13 в двухцветной окраске и с позолоченной облицовкой радиатора - один из экспериментальных образцов "Чайки", которому суждено было покататься по различным выставкам в конце 1950-х.



Два говновоза: АНМ-53А обр. 1971 и 1981 года (DiP Models)



Эти автомобили не красовались на обложках журнала "За рулём" и каталогов "Автоэскпорта". И вряд ли бередили умы любителей автомобильного транспорта. Но из года в год они выполняли свою архиважную работу, мелькая на дорогах с завидным постоянством - да и до сих пор эти ГАЗоны с бочками встречаются на улицах - и даже именно с этими старыми газовскими кабинами.

Ассенизационный автомобиль, машина вакуумная - ну или попросту: говновоз. Питерские товарищи из DiP порадовали собирателей целой россыпью масштабных копий этих заслуженных автомобилей, знакомых и дачникам, и счастливым владельцам загородной недвижимости, да и простым прохожим - довольно часто эти машины стоят возле люков и в городах.

Новинки от DiP нынче малотиражные и не всегда их можно ухватить, но серия говновозов на шасси ГАЗ-53А разлетелась ещё до начала продаж: далеко не все предзаказы были выполнены, хотя питерские товарищи и предлагали прикупить водовозку (ну кому она нужна, право слово - не говновоз же) или экстралимитированный вариант за 8 900,- вместо 6 900,- за регулярную модель. Правда через пару дней грузовики доехали и до других модельных магазинов - так что ажиотаж ажиотажем, но купить их можно было при желании (а неходовые водовозка и выставочный автомобиль - так и до сих пор в свободной продаже). А желания в данном случае вполне обоснованные - модельки удались.



Чехословацкое Мотор Ревю: Tatra 815 S1B (SSM)



История автомобилизации в СССР неразрывно связана с зарубежным автопромом - практически каждый серийный советский автомобиль, от АМО Ф-15 до ВАЗ-2108 или был копией, доработанной в меру сил и возможностей, или имел узлы и агрегаты, позаимствованные - легально или нелегально - у зарубежных производителей, или доводился до ума при помощи какого-нибудь Porsche. Двигатель ГАЗ-51, Москвича-412 и даже тормоза для модернизированного Москвича-2140 - зарубежные конструкции. Одно время даже особо и не стеснялись такого сотрудничества - и про "первый советский Форд" газеты писали, и "даёшь советский Бьюик" лозунги рисовали. Потом одумались и подробности создания и становления заводов и конструкций столь подробно не освещали - хотя строительство ВАЗа и роль итальянцев в этом глобальном рывке легкового автомобилестроения особо не скрывали.

Но была и отдельная, упоминаемая лишь вскользь тема - постоянные и довольно масштабные закупки зарубежных автомобилей для нужд самых разных ведомств и организаций: от ленинских Роллс-Ройсов в 1920-х до Магирусов на БАМе и BMW с Мерседесами для ГАИ СССР. Про эти автомобили и масштабы их поставок не писали подробных статей, но на улицах страны советов их было великое множество: и фургончики Жук с Нысой, и те самые Магирусы на стройках, и косолапые Татры - как эта Tatra 815 S1B из конца 1980-х, модель которой изготовили костромские товарищи под маркой SSM.


Одно из немногих окошек в мир настоящей автомобильной прессы - а не печатного органа ДОСААФ, которым являлся по сути журнал "За рулём": Чехословацкое Мотор Ревю. В нём, помимо подробнейших статей о Татре, Шкоде и Яве, были и заметки о западных автомобильных салонах и - что особенно важно - огромное, просто фантастическое в сравнении с "За рулём" количество цветных качественных фотографий автомобилей.