суббота, 8 декабря 2012 г.

По мотивам автомобильной истории: ГАЗ-ААА "Каракумский пробег" (Hongwell/Наш автопром)

Пробег 1933 года по маршруту Москва - Кара-Кум - Москва был одной из самых ярких страниц насыщенной истории начала автомобилизации СССР. Стартовав 6 июля от ворот московского завода им.Сталина, 23 автомобиля преодолели без малого десять тысяч километров и завершили пробег 30 сентября снова в столице. Москва - Горький - Чебоксары - Казань - Самара - Оренбург - Актюбинск - Кзыл-Орда - Чимкент - Ташкент - Чарджоу - Кара-Кум - Красноводск - Баку - Тифлис - Армавир - Ростов-на-Дону - Харьков - Воронеж - Тула - Москва. Сложнейший маршрут и для дня сегодняшнего, а уж восемьдесят лет назад - суровое испытание для техники и людей.

Как только появилась модель ГАЗ-ААА от Hongwell, многие собиратели вспомнили про каракумский пробег (а участвовали в нём и ГАЗ-А, и ГАЗ-АА, и ГАЗ-ААА) и возжелали масштабной копии автомобиля-участника. Не прошло и года, как на полках магазинов появились коробочки "Наш автопром" с двумя вариантами ГАЗ-ААА - песочного и голубого цветов. Надо отметить, что достоверной документальной информации о цветах автомобилей не найдено, но рисунок Ю.А. Долматовского с машиной песочного цвета и выдержка из книги про "светло-голубые" машины известны увлечённым автомобильной историей собирателям, потому, наверное, и выпустил Hongwell два варианта. Осталось только выяснить, два варианта какой машины выпущены. Немногочисленные фотографии грузовиков-участников пробега свидетельствуют, что опытные трёхоски ГАЗ-ААА, присоединившиеся к каравану в Горьком, имели отличные от остальных машин, стартовавших в Москве, тенты - очень похоже, что сооружены они были на скорую руку и имели мало общего с однотипными тентами остальных грузовиков. Неотличимые внешне от ГАЗ-ААА три грузовика Ford-Timken тент имели типовой, но только вот окошек в них было прорезано по три с каждого борта - а масштабная копия "каракумского ГАЗ-ААА" имеет лишь по два оконца. Да и запасок на крыльях, блокирующих доступ к двигателю, на фотографиях каракумских машин не видно.



Удивительно, но написав на коробочке "Каракумский пробег", изготовитель не удосужился нанести на борта эмблемы и надписи, хорошо различимые на реальных машинах. Стартовых табличек с номерами - тоже не сделали. Помните избитую формулировку из титров советских телефильмов "по мотивам романа Александра Дюма"? Так и здесь - "по мотивам пробега Москва - Кара-Кум - Москва". Само по себе изделие неплохое, деталировкой и цветом значительно отличающееся от выпущенных ранее ГАЗ-ААА (кузов другой, тент, запаски на крыльях), но к реальной истории эти модели отношение имеют отдалённое. А жаль.



Запаски на крыльях, тент с окошками, кузов с верёвками крепления тента, необычные для советских довоенных грузовиков цвета - сама по себе модель хороша и привлекательна.






























Интересно, что на XVIII Олдтаймер-галерее в сентябре 2011 года реставраторы реальных машин тоже представили свой вариант "каракумского грузовика" - машина, воссозданная с использованием фордовских комплектующих и мостов Timken несла на радиаторе эмблему ГАЗ, а надписи по бортам не вполне соответствовали прототипу. Цвет для автомобиля был выбран светло-бежевый.


Модель автомобиля: 1933 ГАЗ-ААА пробег Москва - Кара-Кум - Москва
Наименование модели: ГАЗ-ААА "Каракумский пробег"

Производитель: Hongwell
Дата выпуска:  21 мая 2012
Каталожный номер: H753 классик
Серия: "Наш автопром"
Тираж: нет данных
Краткое мнение: по мотивам настоящей истории
Субъективная оценка: 7/10




Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек



Комментариев нет:

Отправить комментарий