вторник, 26 ноября 2013 г.

Сделано во Франции. Сделано Фордом. Matford F92A 1939 (IXO/Altaya)

В то время, как британский Форд наладил производство успешной малолитражки Ford Model Y, на остальных европейских рынках дела корпорации шли не так хорошо.  В начале 1933 года нацисты получили всю полноту власти в Германии и Форд был вынужден форсированными темпами налаживать местное производство – иначе, под давлением налогов и таможенных сборов, продажи автомобилей Форд сошли бы на нет. Франция не отставала – правительство давило поборами импорт, поддерживая местное производство – Ford V-8 обходился французам в $1484, хотя в США он стоил лишь $550. Даже маленький Ford Model Y стоил $920 – вместо запланированных только на 1933 год 10 000 проданных малолитражек, своих хозяев во Франции нашли лишь 2839 автомобилей – да и то, в эту статистику включён и 1932-й год. Свою роль сыграл и тот факт, что Model Y была слишком английской для патриотично настроенного француза.



Форд во Франции не входил в местную «большую тройку», первые места были заняты компаниями Citroen, Renault и Peugeot. Основной конкурент Форда в борьбе за мировое господство – General Motors – в таких условиях предпочёл не ввязываться в битву и поддерживал лишь незначительную активность во Франции. Но Форд не сдавался – Морис Дольфюс, возглавлявший Ford S.A.F., неутомимо доказывал необходимость производства автомобилей на месте. В конце ноября 1933 года он прибыл в Диборн вместе с Эмилем Матисом – основателем и владельцем автомобильной компании, занимавшей в тот момент четвёртое место среди французских производителей – в том году автомобилей Mathis во Франции было продано больше, чем машин Ford. Но Mathis оставался маленькой компанией без особых финансовых резервов – без незамедлительных денежных вливаний компания была обречена. У Матиса был завод в его родном городе Страсбурге, что позволяло Форду незамедлительно начать максимально локализованное производство своих автомобилей. В апреле 1934 года на этот завод отправилась официальная делегация из Америки с инспекцией, выводы её были положительными и вскоре Соренсен, Эдсель и Генри Форд одобрили объединение. Компания Matford была образована 27 сентября 1934 года – Матису принадлежало 40%, Форду – 60%. Вновь образованное предприятие своей собственности не имело и лишь арендовало заводы Матиса в Страсбурге и Форда под Парижем.



Завод Матиса подарком для Форда не был – требовалось переоснащение, а между партнёрами незамедлительно возникли трения. Форд готовил к производству две машины – с двигателями V-8 большего и меньшего объёма, договорившись с французской компанией Chausson о производстве кузовов. Матис тем временем производил свою четырёхцилиндровую модель, но доступа к технологиям и оборудованию Форда так и не получил. Более того – Дольфюсь предлагал заокеанским хозяевам заняться доработкой 4-цилиндрового силового агрегата автомобилей Mathis, но получил довольно жёсткий отказ от Соренсена – мол, мистер Форд в этом не заинтересован. Эмиль Матис, наблюдая глобальные вложения Форда в производство, выражал обеспокоенность грядущими доходами – это тоже раздражало американских партнёров: «Чёрт, вы ожидали дохода в первый год?» - вопрошал Соренсен, «Создайте предприятие, оснастите его оборудованием на 100% и тогда вы сможете сделать деньги через два или три года. Если вы думаете слишком много о деньгах сейчас, это может причинить ущерб в будущем».



В феврале 1935 года в Страсбурге началось производство восьмицилиндровых двигателей, за этот месяц собрали 43 агрегата. 29 мая 1935 года, первым рейсом океанского лайнера «Нормандия», Дольфюс отправил Генри Форду подарок – изготовленный во Франции Ford V-8. Французы были первыми среди европейских отделений Форда, кто начал самостоятельно производить V-8. До конца 1935 года в Страсбурге изготовили 6709 автомобилей.


Тем временем компаньоны вернулись к вопросу меньшей модели предприятия – Дольфюс уже получил в Диборне добро и документацию на выпуск V-8 меньшего объёма, и французы из Ford S.A.F. отбыли в Америку разрабатывать меньшее шасси под этот двигатель. Матис хотел, чтобы эта машина увидела свет под его именем, но Дольфюсь резонно возражал – в конструкции не было ничего от машин Mathis. В сентябре 1935 года правление Матфорда рассмотрело этот вопрос и было принято решение, что обе машины будут продаваться под маркой Matford. К концу  года подоспела и конструкция той машины – к началу лета 1936 года оба автомобиля уже выпускались серийно, отличаясь колёсной базой (285 см у автомобиля с двигателем объёмом 3,6 литра и 275 см у версии с агрегатом 2,2 литра) и кузовами. Надо отметить, что сторонний наблюдатель машины эти различил бы с трудом – обводы кузовов были очень похожи, а оперение передка – вообще одинаковое. Автомобили Matford  с 1936 по 1939 год изменялись меньше, чем их заокеанские аналоги, но каждый модельный год обязательно приносил обновлённый внешний декор – покупатель всегда имел возможность удостовериться, что ему продали новейшую модель.



Взаимоотношения партнёров по предприятию Matford не были простыми с самого начала, а после снятия с производства моделей Mathis осложнились ещё больше – Эмиль Матис так и не получил ожидаемой финансовой и технологической помощи от американцев для производства своих автомбилей. На производстве его автомобилей Matford потерял девять миллионов франков за 1935 год и история марки Mathis закончилась в ноябре. Напряжённые отношения послужили причиной переговоров о выходе Матиса из предприятия. Но француз оказался весьма упёртым и несговорчивым – за свой завод в Страсбурге он объявил астрономическую цену, поэтому Форд отказался от идеи его выкупа. Второй вариант, когда Матису предложили продать его долю и сохранить соглашение об аренде его завода, француза устроило, но условия и цены он снова выдвинул неприемлимые, подтолкнув компанию Форда к строительству нового собственного завода. В июле 1938 года партнёры наконец договорились – начав со 142 миллионов франков, Матис согласился продать свою долю за 30 миллионов наличными и 6 миллионов акциями Ford S.A.F. – позднее, в 1942 году, он через арбитраж вытянул из американцев ещё 5,5 миллионов – общая сумма его заработка на предприятии Matford составила $1 150 000 – огромные по тем временам деньги, если учесть тот факт, что завод в Страсбурге остался в его руках, а ничего иного, кроме того самого завода, он в совместное предприятие не вкладывал.



На фоне неурядиц с французским партнёром Эдсель Форд и Соренсен подтвердили Дольфюсу выделение средств на строительство нового завода, а в октябре 1937 года правление Ford S.A.F. официально поручило ему подыскать площадку под стройку. Вскоре за $170 000 были куплены 60 акров земли рядом с Пуасси, где к 1940 году планировалось запустить новый завод.



В конце ноября 2012 года в журнальной серии VOITURES FRANÇAISES D'AUTREFOIS вышла модель Matford образца 1939 года – об этом свидетельствует «капля» на боковине капота, отличавшая автомобили F91A (3,6 литра) и F92A (2,2 литра).  После успеха на ралли Монте-Карло 1938 года, когда автомобили Matford заняли 5,6 и 7 места (7 место завоевал женский экипаж), в производственной программе французского Форда появилась модификация Rallye – тёмно-зелёного цвета, оснащённая противотуманками. Можно считать, что именно этот вариант изготовили трудолюбивые китайцы для французской журнальной серии. Забавно, что и в журнале, и на вкладыше приведены данные для модификации с двигателем объёмом 3,6 литра, но колёсная база этой модели соответствует младшей модели Matford F92A с двигателем меньшего объёма. И это правильно – китайские товарищи изготовили модель наиболее массовой модификации эльзаского Форда.



Модель хороша – облик оригинала передан отлично, сборка и покраска акккуратные, салон окрашен (фурнитура выделена серебрянкой), детали воспроизведены достаточно аккуратно, в бокс вставлен фоновый вкладыш. Отличное приобретение, сложно придумать, что можно доработать в этой масштабной копии, если задаться целью выпустить регулярную модель.



О том, что было дальше во французских владениях Форда:

Ford Vedette - непобеда французского Форда

Ford Vedette - новый облик французского Форда

Ford Versailles - последний французский Форд

SIMCA Marly: 13 000 километров по Советскому Союзу образца 1956 года

Модель автомобиля: 1939 Matford F92A Rallye
Наименование модели:
Matford 1939
Производитель: PCT (IXO) по заказу Altaya
Дата выпуска:  28 ноября 2012 года
Каталожный номер: выпуск 22
Серия: журнальная VOITURES FRANÇAISES D'AUTREFOIS
Тираж: нет данных
Краткое мнение: отличная модель французского Форда
Субъективная оценка: 9/10



Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек



Комментариев нет:

Отправить комментарий