вторник, 26 ноября 2013 г.

Масштабный 2012-й

Автомобильный рынок в России 2012 года стремится к вершинам докризисного 2008-го и масштабная копия автомобильной жизни тоже богата событиями, конкурентной борьбой и интересными моделями, а объёмы и скорость выпуска моделей масштаба 1:43 таковы, что большинство собирателей вынуждены всё более жёстко ограничивать рамки коллекций и ещё более придирчиво выбирать кандидатов на вакантные места забитых полок.



Журнальная серия «Автолегенды СССР» разбудила дремавших со времён распада СССР собирателей масштабных копий – на протяжении двадцати лет новинок было немного, качество их оставалось на уровне 1970-х годов, а желанные модели вроде «Победы» или «Эмки» производили только полукустарные мастерские и продавали свои изделия по баснословным для большинство коллекционеров ценам. Вслед за простенькими моделями, вложенными в пакетик с журналом, вскоре появились на прилавках и более серьёзные модели – на рынок вышел DiP models с легковушками от Spark и грузовиками от Century Dragon, а чуть позже появились грубоватые модели советских автобусов от Classicbus. В 2012-м на рынке появились модели от Start Scale Models, Ultra Models и Prommodel43.

Start Scale Models буквально взорвали более-менее устоявшийся за пару лет отечественный рынок моделей, безо всяких анонсов и обсуждений выбросив на полки магазинов добротно сделанную и желанную для многих коллекционеров модель полноприводного грузовика ЗиЛ-157. Модель получилась очень удачной, цена на неё была установлена чуть ниже стоимости грузовиков DiP models и многие собиратели не отказали себе в удовольствии поставить на полку ещё один грузовик в масштабе 1:43.


ЗиЛ-157 - первая масштабная копия от Start Scale Models

Прошло четыре месяца, SSM выпустили неудачную модель «Тигра» ГАЗ-233001, отличную модель гусеничного снегоболотохода ГАЗ-71 и снова – безо всяких анонсов – на полках магазинов появилась модель одного из самых массовых грузовиков Страны Советов – ЗиЛ-130. Этот автомобиль продержался на конвейере с 1962 года до начала 2000-х и разошёлся по стране тиражом почти в четыре миллиона экземпляров – бурчание восьмицилиндровых двигателей и очертания кабины этих машин знакомо и привычно в нашей стране каждому, и множество заслуженных старичков ЗиЛ-130 до сих пор продолжают возить грузы на просторах бывшего СССР. Модель получилась очень удачной – хороши пропорции, детали, цвет: в миниатюрном грузовике однозначно узнаётся прототип, а мелкие штрихи, вроде тщательно воспроизведённого протектора и даже надписей на боковинах покрышек, добавляют модели реализма, а собирателям – удовольствия от пополнения коллекции.


ЗиЛ-130 от Start Scale Models - долгожданная модель в современном качестве.

Затем SSM, не откладывая в долгий ящик, выпустили россыпь разноцветных грузовиков ЗиЛ-130 с облицовкой радиатора раннего и позднего образца, заявили вариант с удлинённой колёсной базой ЗиЛ-130Г, а затем выбросили в продажу УралЗиС-355М, МАЗ-200, ГАЗ-66-11, ЗиЛ-164 и пообещали не менее впечатляющую перспективу появления новых моделей. Суровым испытанием для собирателей, отдавших кровные 2450 рублей за ЗиЛ-157 и ЗиЛ-130, стало появление этих моделей в картонных коробочках под маркой «Автоистория» за 900 рублей – лишь нарочито упрощённые дворники ЗиЛ-130 призваны оправдать полуторакратную разницу в цене с «регулярными» моделями. У модели ЗиЛ-157К отличий и того меньше.


ЗиЛ-157К - первая модель Start Scale Models в коробочке "Автоистория". Отличий от более дорогой версии - минимум.


ЗиЛ-130-76, упакованный в картонные коробочки "Автоистория" обрёл жуткого вида толстенные дворники в качестве оправдания низкой цены. В остальном - хорошо известная модель SSM.

В обширной и мало пока освоенной нише масштабных копий советских автобусов промышленного производства до недавних пор безраздельно властвовал Classicbus, выпустив за полтора года россыпь тяжеленных и простоватых моделей автобусов – с ноября 2010 года свет увидели масштабные копии ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-677, ЗиЛ-158В, КАвЗ-651, ЗиС-154, Икарус-280, Икарус-55. Но в июне 2012 года на полках магазинов появилась первая модель конкурента – Ultra Models выпустила ЛАЗ-695 в городском варианте и вслед – в пригородном. Технология производства была выбрана иной – если модели Classicbus целиком отлиты из металлического сплава, то кузов автобусов от Ultra Models – составной: нижняя часть металлическая, верхняя же представляет собой «колпак» из прозрачной пластмассы, непрозрачные детали просто закрашены. Такой подход позволяет сделать остекление модели более аккуратным и ажурным, но возникает проблема точной стыковки двух половинок. ЛАЗ-695 получился узнаваемым, но модель лишилась основательности и приобрела черты недорогих изделий из детских магазинов, а тонко сработанный верх контрастирует с грубоватыми деталями и упрощёнными элементами нижней части – решётки воздухозаборников залиты краской, дворники и зеркала грубоваты. Усугубляет дело неудачно выбранный цвет – исторически достоверный, но мрачный и непривычный. Для первой модели нового производителя – неплохо, но впечатление омрачала цена новинки в 2200 рублей – это уже уровень более качественных и проработанных моделей зарубежных автобусов от именитых производителей. Вслед за суровым зелёным автобусом Ultra Models выпустили целую россыпь городских и междугородних модификаций ранних ЛАЗов в самых разных цветах и анонсировали ещё один автобус – НАТИ-А.


ЛАЗ-695 тёмно-зелёного цвета - первая модель от ULTRA models. За ним последовала россыпь самых разных расцветок, каждая из которых вызвала споры о достоверности и наличии прототипа.

Ещё одна новинка от Ultra Models появилась под новый год – давно анонсированный и раскритикованный вдоль и поперёк грузовик ЗиЛ-130 опоздал на несколько месяцев – SSM уже изъяли деньги из кошельков страждущих недорогих моделей собирателей со своей «Автоисторией».


ЗиЛ-130-76 от ULTRA models опоздал с выходом на несколько месяцев - сливки сняли костромские товарищи под маркой "Автоистория".

Надо отметить, что год оказался богат на забавные и неосмотрительные шаги отечественных «производителей» - костромские товарищи, помимо своих марок SSM и «Автоистория» запустили проект «Советский автобус» - то ли перекупив, то ли скопировав формы Classicbus и выпустив востребованный и желанный многими ЛиАЗ-677М. Автобус оказался таким же грубым, как и изделие Classicbus, но обрёл и новые проблемные места. За ЛиАЗом последовал ПАЗик и обещана целая россыпь подобных «дублей» на уже известных формах.

Почти одновременно с появлением новинки от Ultra Models, заслуженный и хорошо знакомый Classicbus сделал ответный ход конём – открыл собственный интернет-магазин, снизив стоимость моделей на 20% и выпустив новинку – ПАЗ-672. Впрочем, новинка для стороннего наблюдателя странная - автобусы из Павлово-на-Оке за 34 года выпуска мало изменялись внешне, и модель самой первой модификации от самого позднего вариант отличается не сильно. Но масштабные копии Classicbus – первенец ПАЗ-672М оранжевого цвета, выпущенный в 2010 году, и новинка – бело-голубой ПАЗ-672 отличались значительно. Во-первых изменилась технология остекления моделей – вместо провалов с толстенными стойками новинка получила аккуратно вставленные окна; во-вторых – внимание уделено деталировке: светотехника изготовлена из прозрачного пластика, молдинги и уплотнители аккуратно прокрашены, колёса обзавелись колпаками и окрашены, а типичная цветовая схема кузова сделала «пазик» узнаваемым и привлекательным. В ценовой войне Classicbus тоже отличился – цена новинки была установлена в 1900 рублей, немного дешевле конкурента. Впрочем, конкуренция относительная – модельный ряд у производителей не пересекается и собиратели масштабных копий автобусов просто ставят эти модели рядом друг с другом. Classicbus под конец года затаился – ни одной из давно анонсированных и желанных новинок вроде Икаруса-250 мы пока не увидели, лишь вариация на тему первых львовских автобусов – ЛАЗ-697 добрался до магазинов по завышенной цене да был перевыпущен КАвЗ-651 в другом оттенке и по цене в 1600 рублей вместо 2500 за первый цвет. Самое правильное решение многих коллекционеров в таких условиях – ждать, не спеша с покупкой новинок.«Советский автобус» от костромских товарищей добавляет зрелищности этому масштабному фарсу с грузовиками и автобусами.


ПАЗ-672 от Сlassicbus - доработанная форма первого выпущенного этой фирмой автобуса по сниженной цене стала ответом на пришествие ULTRA models и застой в продажах.

Производитель недорогих масштабных копий под маркой «Наш автопром», китайская компания Hongwell, тоже хорошо поработал в уходящем году: в 2012-м на полках магазинов появилась россыпь модификаций ГАЗ-М1 и ГАЗ-А. Выпущены полноприводной фаэтон ГАЗ-61-40 и фаэтон обычный ГАЗ-11-40, шестицилидровый пикап на базе «эмки» ГАЗ-11-415 и пикап ГАЗ-4 на базе первенца Горьковского автозавода, модели трёхосных грузовиков-участников автопробега 1933 года Москва – Кара-Кум – Москва. До полок магазинов добралась модель обычной «эмки» ГАЗ-М1, задержавшейся где-то на китайских складах почти на год, а затем Hongwell порадовал коллекционеров отличными моделями «Чайки» ГАЗ-14, парадного открытого автомобиля ГАЗ-14-05 и двумя модификациями седана ГАЗ-6. И если модели ГАЗ-6 имеют слишком упрощённые колёса, делающие модель похожей на игрушку, то миниатюрные «Чайки» ГАЗ-14 и ГАЗ-14-05 безусловно достойны гордого наименования «масштабная копия автомобиля для коллекционеров».


ГАЗ-14-05 от Hongwell под маркой "Наш автопром"


ГАЗ-14 "Чайка" из серии "Наш автопром"


ГАЗ-ААА из серии "Наш автопром" по мотивам автомобилей-участников Каракумского пробега 1933 года.

Однако, отработав заявленную программу выпуска масштабных копий, «Наш автопром» затаился на несколько месяцев, ничего под новогоднюю ёлку собирателям не приготовив – лишь промелькнула информация, что россыпь грузовых ГАЗонов, анонсированная два года назад, таки запущена в производство и ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-52 и ГАЗ-53 мы может быть дождёмся.

В конце года Prommodel43 наконец-то выпустили давно обещанные масштабные копии прототипов внедорожных Москвичей и пикапов на базе Москвича-2141 – модели не без недостатков, цена немаленькая, а за прошедшие со старта этого проекта полтора года уже и в журнальной серии появился Москвич-2150, да и Москвич-2335 анонсирован.


Москвич-415 от Prommodel43

Москвич-2335 от Prommodel43 получил искажённый передок и выпущен ограниченным тиражом. Модели очень быстро разошлись по коллекциям, несмотря на недостатки.

Что дальше? DiP models, взяв паузу на доработку запланированных ЗиЛ-157 и ЗиС-151, анонсировал выпуск россыпи фургонов на базе ГАЗ-51, показал фотографии проработанных УАЗ-450 с традиционными для фирмы искажениями кабины, выпустил-таки несколько копий машин из Гаража особого назначения, сделал подметально-уборочную машину на базе ГАЗ-51, ещё один вариант спортивного ЗиС-112 и даже показал фотографии ГАЗ-52 и, может быть, даже успеет выпустить свою модель ГАЗона раньше Hongwell’а. Питерские товарищи из VVM и Адлера в 2012 году порадовали россыпью милицейских и раллийных машин на базе моделей IST, NEO и Spark - начинание хорошее, будем ждать продолжения.


"Пивной фургон" КИ-51 на базе ГАЗ-51 стал первенцем в серии подобных грузовиков в весёленьких раскрасках. Уже выпущены "Посуда" и "Аэрофлот", но "Пиво" навсегда остаётся в этой истории первым.

Дополнили насыщенный год новости от ДеАгостини – и это отнюдь не попытка продать собирателям «автолегенды», перекрашенные в весёленькие цвета, ещё раз: несколько последних выпусков журнальных серий «Автомобиль на службе» и «Автолегенды СССР» укомплектованы покрышками, разъедающими пластик колёсных дисков. Такая же беда обнаружилась на моделях костромской «Автоистории».

Такой вот занимательный год выдался.


С наступающим, коллеги!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий