пятница, 10 июня 2011 г.

Lotus-Cortina Mk II или как Ford упустил победу в Марафоне

Ford Cortina - это важнейшая часть истории автомобилизации Великобритании с начала 1960-х по 1980-е. Вплоть до появления ультрасовременной модели Sierra в 1982 году, четыре поколения Cortina определяли облик британских улиц. Типичный, но при этом желанный и любимый, автомобиль среднего класса. Американские принципы множества модификаций и вариантов комплектации базовой модели давали возможность продемонстрировать соседям уровень своего благополучия - картина успеха начиналась с пустой начальной Кортины с двигателем 1,3 литра мощностью 58 л.с. за £792, а на вершине красовалась "заготовка" для гоночных и раллийных машин под именем Lotus-Cortina за £1163. Для тех, кто не мог себе позволить (или не хотел) выложить £1163 за приставку Lotus, уникальный двигатель, спартанский салон и спортивную подвеску, существовала модель 1600E (Е - это, разумеется, Executive) - четырёхфарная, форсированная, с шикарным салоном, литыми дисками и эксклюзивными наклейками вдоль бортов всего за £1073. Такая Cortina 1600E была и у Джереми Кларксона.

Lotus-Cortina MkII London-Sydney 48 Vanguards


Lotus-Cortina, блиставший на гоночных трассах, позволял степенному отцу семейства за рулём Cortina 1300, почувствовать себя Роджером Кларком или Ове Андерсоном. Именно эта пара гонщиков британского Форда участвовала в марафоне Лондон-Сидней 1968 года, являясь безусловными фаворитами гонки. Для Lotus-Cortina этот марафон, организованный газетой Daily Express, был лебединой песней - в марте 1968 года был омологирован раллийный Ford Escort, но для двух протяжённых и тяжёлых ралли - Сафари и Лондон-Сидней - было решено использовать более тяжёлую и выносливую Кортину. Два тяжелейших состязания должны были поставить точку в раллийной карьере Ford Cortina.











Как часто бывало с Фордами, оснащёнными двигателями Lotus, всё пошло наперекосяк. Возглавляя марафон почти до самого Сиднея, взяв приз на промежуточном финише в Бомбее, экипаж Кларка и Андерсона столкнулся с техническими проблемами незадолго до финиша. Прогоревший клапан привёл к замене головки блока в полевых условиях - в пользу фаворитов гонки пожертвовали машиной Эрика Джексона, лишив его возможности побороться за третье место в марафоне. Но в последнюю ночь гонки, где-то среди холмов западнее Сиднея, сломалась балка заднего моста. Остановленный ранним утром посреди дороги местный рыбак на Кортине гонщиков признал и даже согласился за небольшую мзду перекинуть требуемую запчасть со своей машины на гоночную. Но первое место было упущено - Lotus-Cortina был квалифицирован десятым, а победителем, после аварии Ситроена и схода Форда, неожиданно стал Hillman Hunter. Крайслер, которому к тому времени принадлежал Hillman, настолько не ожидал победы в марафоне, что не смог даже развернуть приличной рекламной кампании на волне успеха. Более того, заокеанские хозяева вскоре приняли решение закрыть спортивный департамент британской дочки, лишив Hillman всяких шансов повторить успех в ралли-марафоне Лондон-Мехико 1970 года.



Форд Кортина в ралли больше не участвовал, уступив место на трассах Эскортам. Спортивное подразделение Форда через полтора года отпраздновало триумф в ещё более напряжённом марафоне из Лондона в Мехико. Но Роджер Кларк, признанный лидер команды и фаворит гонки, и в 1970 году до первого места так и не добрался.

Успехи Lotus-Cortina и продуманная ценовая политика Форда сделали Ford Cortina безусловным бестселлером на пару десятилетий. Да и до сих пор отблески гоночной славы 60-70-х годов прошлого века обеспечивают лёгкий привкус автоспорта в имидже располневших фордовских семейных седанов - наследник Кортины, Мондео по-прежнему возглавляет чарты британских журналов в номинации "семейный седан", а одним из достоинств машины по-прежнему называют удовольствие от вождения.



Модель Lotus-Cortina от Vanguards довольно точна по деталировке и изготовлена в соответствии с традициями этой заслуженной модельной фирмы - увесистый классический дайкаст, осознанные упрощения, аккуратная деталировка и потрясающее чувство автомобиля - как и у многих других представителей "старой школы", у Vanguards модельки получаются однозначно похожими на оригинал, а элементы, изготовленные методом фототравления или точного литья, лишь дополняют облик, не являясь самоцелью.

И ещё один немаловажный для собирателя момент - уважение производителя к коллекционеру. Эта модель, надо отметить, недорогая по современным отечественным меркам - на буржуинских интернет-аукционах её можно найти дешевле 1000 рублей с доставкой до ближайшего отделения Почты России. Но посмотрите на комплект! Номерная лимитированная серия из полутора тысяч штук; к каждой приложена аккуратная "карточка коллекционера" с номером модели и краткой информацией по автомобилю; отдельно - буклетик с довольно подробной историей участия машины в Марафоне, с фотографиями; на обратной стороне буклетика-вкладыша - мини-каталог серии Motorsport. Модель упакована в разъёмный блистер, который вложен в отличного качества картонную коробочку. Приятно взять в руки, увлекательно распаковать, интересно прочитать, и на полку поставить - удовольствие. И денег, повторюсь, просят немного.





Интересно, кто из страждущих добраться до кошельков отечественных коллекционеров первым догадается выпустить модели Москвичей, участвовавших в ралли-марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико? Адлер вроде собирался, но затих. ИСТ имеет заготовки, которые надо лишь чуть доработать, но и обычные-то модели в регулярной серии выцеживает в час по чайной ложке. NEO, удивляясь тиражам, эксплуатирует две формы на ГАЗ-21 и ГАЗ-22 (кстати, могли б сделать по-быстрому сделать нормальную машину-участницу ралли Монте-Карло вместо ИСТового убожества). Hongwell увлёкся моделями автомобилей ГАЗ... Ау, мы ищем таланты! Образец домашнего задания - на фотографиях выше.

Модель автомобиля: Lotus-Cortina Mk II
Наименование модели: 
Ford Lotus Cortina Mk2 1968 London to Sydney Marathon - Roger Clark and Ove Andersson
Производитель: Vanguards
Дата выпуска: 2008 год
Каталожный номер: VA04115

Серия: Motorsport, 1500 экз.
Краткое мнение: мечта коллекционера
Субъективная оценка:
5+

Комментариев нет:

Отправить комментарий