пятница, 2 сентября 2011 г.

SIMCA Marly: 13 000 километров по Советскому Союзу образца 1956 года

Once Upon a Time in the Soviet Union

Жан-Пьер погиб. Три пули, выпущенные из крупнокалиберного пулемёта советского танка. Отчаянные усилия друзей и коллег позволили вывезти его в Париж самолётом, но спасти молодого фотографа уже было невозможно.




Трагедия случилась в Будапеште осенью 1956 года. С момента триумфального возвращения Доминика Лапьера и Жан-Пьера Педраззини из поездки по неизведанным просторам Советского Союза прошло чуть более месяца. Доминик ещё не успел разобрать фотографии из этого небывалого путешествия длиною 13 тысяч километров. Слава Петухов, «журналист Комсомольской правды», сопровождавший их в поездке по СССР, и приглашённый во Францию для ответного вояжа, спешно соскабливал с бортов чёрного ЗиМа надписи «Журналисты Советского Союза» и «Москва – Париж»: после жесточайшего подавления восстания в Будапеште отношение к Советскому Союзу в нормальном мире было однозначно негативным. Лучше было не рисковать.



Статья Доминика Лапьера с фотографиями Жан-Пьера Педраззини появилась в Paris Match лишь в феврале 1957 года, как и обличительный ответ «реакционному изданию» в «Комсомольской правде» за подписью Петухова. Впрочем, ритуальный танец на костях дружбы франко-советских журналистов не спас Славу от лагерей (ну, или такую историю он рассказал Доминику – сомнения основаны на том, что товарищ Петухов вскоре отбыл в очередную командировку в Румынию в качестве корреспондента; с судимостью выезд из СССР был практически невозможен, а вот сотрудник КГБ на должности иностранного корреспондента –  обычное дело для эпохи развитого социализма).

Доминику было двадцать пять, Жан-Пьеру – двадцать семь лет. Безумная идея Лапьера о путешествии по просторам Советского Союза стала явью не быстро: неоднократные обращения в советское посольство, отказы, безответное письмо Хрущёву, и – наконец – личная встреча молодых французов с Никитой Сергеевичем. Лапьер и Педраззини были командированы Paris Match в Москву в составе делегации бывшего французского президента Венсана Ориоля. Тот обещал им содействие в безнадёжном начинании и на торжественном приёме с участием Хрущёва, Молотова, Булганина, Микояна и других официальных лиц, озвучил идею своих молодых друзей, собравшихся путешествовать вместе с жёнами. После долгой и неловкой паузы Хрущёв со своим непосредственным крестьянским юмором разрядил ситуацию: «Наши дороги настолько плохи, что ваши жёны запросят развода через две недели». Неудача.

Но через четыре месяца, когда молодые журналисты уже планировали свои отпуска, редакция Пари Матч получила телеграмму за подписью всемогущего директора «Интуриста» - добро на поездку было получено. Париж – Варшава – Минск – Москва – Горький – Харьков – Киев – Сухуми – Тбилиси – Сочи – Краснодар – Харьков – Москва – Минск – Париж. 13 000 километров по дорогам на французской машине Simca Marly (бывший Ford Vedette образца 1954 года). Четыре "случайно выбранных" персонажа для фоторепортажа - железнодорожный рабочий, продавщица ГУМа, колхозник, врач. Огромное количество впечатлений и фотографий из страны, которая была неведома западному обывателю.

Восьмицилиндровый двигатель не выдержал испытания советским топливом и его пришлось перебрать и прочистить от отложений в Сухуми, но в целом французская техника и люди выдержали этот пробег с честью. По завершении автопробега машину выставили на Елисейских полях, в шоу-руме дилера Simca, на радость публике. Но после событий в Будапеште автомобиль сначала прикрыли чехлом, а потом и вовсе убрали с глаз долой.

В 2011 году, через 55 лет после путешествия французов по СССР, масштабную копию автомобиля изготовила французская фирма Eligor. Модель по современным меркам грубовата, надписи нанесены плохо подобранными шрифтами, но ценность этой миниатюры – в истории, которая за ней. И тем обиднее за халтурное отношение Eligor к проработке деталей этой модели (фотографий реальной машины - огромное количество). За то - у модели рабочая подвеска, как у машинок из 1970-х.


Книга Доминика Лапьера, вышедшая в октябре 2005 года, переведена на английский индийским издательством (забавный ход, не правда ли? на русском эта книга не издавалась). Про оригинал сказать ничего не могу, а английский – довольно легко читается. Фотографии в книге тоже есть, но их немного и они небольшие – при желании можно купить у интернет-букинистов и номер Paris Match за номером 410 от 16 февраля 1957 года и изданный в январе того же года альбом с фотографиями. Из свежих изданий доступен альбом фотографий Жан-Пьера Педраззини. В мае 2008 года по основным точкам маршрута 1956 года проехали журналисты канала ARTE, и об этом появилась статья в "Огоньке".



















Китайский вариант французского Форда изготовлен на гораздо более современном уровне. Детализация, пропорции - всё на высоте. Но Eligor каким-то неуловимым образом точнее передал облик автомобиля середины 1950-х.

SIMCA Marly от Eligor и  Ford Versailles от IXO





Пожалуй, это и есть окончание субъективной истории французского Форда. Начало истории:
Часть первая: Ford Vedette - непобеда французского Форда
Часть вторая: Ford Vedette - новый облик французского Форда
Часть третья: Ford Versailles - последний французский Форд





Модель автомобиля: 1956 SIMCA break Marly Raid URSS - Paris Match (Dominique Lapierre, Jean-Pierre Pedrazzini)
Наименование модели: 1956 SIMCA break Marly Raid URSS - Paris Match
Производитель: Eligor
Дата выпуска: 2011 год
Каталожный номер: 101377
Серия: тираж неизвестен
Краткое мнение: вне категорий
Субъективная оценка: 4

Навигатор по журналу





Комментариев нет:

Отправить комментарий