среда, 2 января 2013 г.

Трудяга из белого металла: Fordson 5-CWT van (Promod)

В конце 1920-х - начале 1930-х самый известный экономический кризис шагал по миру - Америка, Канада, Великобритания, Германия и Франция - самые развитые промышленные страны начала XX века пострадали больше всего. Великая депрессия. Инфляция. Безработица. И в это самое время Форд строит в Великобритании огромный современный завод по производству автомобилей, инвестиции переваливают за два миллиона фунтов стерлингов, значительно превышая первоначальный бюджет, а количество работников на этом заводе в конце 1932 года составит 7024 человека. И это на фоне снижающихся продаж - в 1931 году британское подразделение Форда продало всего 19 тысяч автомобилей, в Америке в тот год Форд изготовил более 600 тысяч машин.

Конечно, на фоне всемирной экономической катастрофы объёмы продаж снизились у всех автопроизводителей, включая основных британских конкурентов - Morris, Austin, Standard и Singer, но у Форда дела обстояли особенно худо: европейцы и британцы в то время смотрели не только на цену автомобиля (а у Форда не было маленькой машины), но и на стоимость владения - бензин здесь стоил гораздо дороже, нежели в Америке, да и налоги давили на автовладельцев очень сильно. Попытка вписаться в европейские рамки привела к появлению Ford Model AF - автомобиль был аналогичен Model A и нашему ГАЗ-А во всём, за исключением двигателя - под капотом вместо агрегата объёмом 3285 см³ мощностью 40 л.с. (налоговая мощность 24hp) приютился двигатель объёма 2043 см³ налоговой мощностью 14,9hp - налоги становились приемлемыми, а вот реальной мощности для тяжёлой машины уже не хватало.



Британское подразделение Форда ещё в 1925 году запрашивало заокеанских боссов о возможности производства маленькой машины, и в 1928-м появились первые эскизы такого автомобиля. В 1930-м Генри Форд поручил британцам отправить в Америку пятнадцать малолитражек - и английских, и французских, а к середине февраля 1932 года автомобиль Ford с двигателем рабочим объёмом 0,9 литра был готов и с 19 по 27 февраля был представлен публике на фордовской выставке в лондонском Royal Albert Hall. Машинка имела колёсную базу в 90 дюймов, а четырёхцилиндровый двигатель развивал около 22 л.с. (налоговая мощность 8hp). Пресса и потенциальные покупатели приняли машину весьма благосклонно и в сентябре 1932 года первые автомобили, получившие индекс Model Y, сошли с конвейера в Дагенхэме. Ford Model Y изначально стоил £120 - это и так было дешевле конкурентов, а в октябре 1935 года цену снизили до £100.

На базе этого недорого автомобиля незамедлительно появилась и коммерческая версия - фургончик с кузовом в полтора кубометра не имел пассажирского сиденья (оно стало опцией) для облегчения погрузки-выгрузки, а ранние версии были лишены даже двери со стороны водителя. Фургончик потреблял чуть больше семи литров бензина на сто километров, разгонялся до 30 миль/час за 10,5 секунд, а максимальная скорость составляла 59 миль/час (95 км/ч - немало для начала 1930-х). Стоил фургон £115 и пользовался хорошим спросом.



Удивительно, но фордовская малолитражка до сих пор не удостоилась внимания ни одной серьёзной модельной компании - промышленных масштабных копий Ford Model Y не существует. Лишь пара кустарных британских мастерских производит модели этой машинки из "белого металла". На фотографиях - фургончик Ford 5CWT от Promod: недорогая модель из белого металла, грубоватая, но точная в передаче облика реального автомобиля. Удивительно хороша в своей простоте.










По разные стороны океана - британский Ford Model Y и американский полноразмерный Ford V-8 (Solido) в роли развозных фургонов: разница в размерах налицо.


Одно дело - сравнить две машины образца 1930-х из разных стран, и совсем другое - сравнить британский фургончик с привычной точкой отсчёта в виде "ГАЗели".


Упаковка британских кустарей покажется знакомой всем покупателям отечественных малотиражных моделей - та же коробочка из гофрокартона. Та же, да не та - западные коллеги не поленились наклеить пару бумажек и написать свои координаты и наименование модели.




К модели приложен сертификат с каталожным номером, наименованием модели и указанием номера и лимита серии. Отечественным умельцам такие высокие технологии общения с потребителем неподвластны почему-то.




Модель автомобиля: 1932 Fordson 5cwt (Ford Model Y Van)
Наименование модели:
Ford Y Type Van Wakefield Castrol
Производитель: Promod
Дата выпуска: 2012
Каталожный номер: PRO320

Серия: -
Тираж: 200 экз.
Краткое мнение: прост, но хорош

Субъективная оценка: 8 из 10

Фотографии уменьшены до размера 800 точек, по клику можно найти снимок шириной в 1200 точек

Комментариев нет:

Отправить комментарий