четверг, 20 октября 2011 г.

Есть ли у Вас план, мистер Фикс?

Модельки на полках - попытка остановить ушедшее время и вернуться в детство. Тридцать-сорок лет назад большинство нынешних коллекционеров покупали "что было" в универмагах городов страны советов - выбор был невелик. Серьёзные коллекционеры собирали "все цвета Москвичей" или "все саратовские тамповки" или придумывали ещё какое-нибудь развитие коллекции на безрыбье. Но пришло изобилие, потом доходы многих собирателей сделали практическим интерес к импортным моделькам, и вот, на исходе первого десятилетия нового века, китайские товарищи обеспечили нам невиданное изобилие масштабных копий советских автомобилей. И долгожданная "Победа", и "эмка", и ещё несколько десятков моделей, о которых пятнадцать лет назад можно было только мечтать (ну, или покупать кривенькие кустарные изделия местных умельцев).

Дефицит моделей забыт, для многих собирателей остро встала проблема дефицита места на полках и вообще в квартирах - для размещения всех новинок уже давно не хватает места на полках и в шкафах. Приходится как-то себя ограничивать. Многие стали выборочно покупать журнальную серию "Автолегенды СССР", ещё больше собирателей задумались - нужны ли им спецверсии машин из новой серии "Автомобиль на службе". Уже мало осталось тех, кто собирает "все промышленные модели отечественного автопрома" - PCT/IST/IXOHongwell, NEO, Classicbus, DiP, соревнуясь друг с другом выдают на гора одну модель за другой - не всякий семейный бюджет выдерживает это бремя, да и удовольствие от процесса поиска вожделенной в своей недоступности модели исчезло - лишь некоторые из выпущенных (многочисленных чаще всего) клонов одной и той же модели стали "раритетами". Остальные модельки - доступны - иди и покупай. В это сложное время приходится придумывать новые рамки для коллекции, чтобы и честь коллекционера соблюсти и квартиру не превратить в склад нераспечатанных блистеров и коробочек. К чему это пространное введение?



к тому, что у меня такие вот рамки:

1. Советский автопром


Это направление коллекции, заглохшее где-то в начале 1990-х, когда саратовские модельки стали продаваться на каждом углу, а их качество сильно упало, воспрянуло вместе с производственной программой PCT/IXO и появлением бренда IST. Жёлтая 21-ая "Волга" - такси из западной журнальной серии стала первой ласточкой. Я, как и многие, с нетерпением ждал моделей "шестёрки" и "четвёрки" от Bauer'а, покупал все первые регулярные выпуски IST и модели Spark, с нетерпением ждал выхода "трёшки" в польской журнальной серии (о русских "автолегендах" ещё даже слышно не было). Сейчас - покупаю "Автолегенды СССР" и новую серию "Автомобиль на службе", скептически рассматриваю новые регулярные модели IST, ставлю на полку высокохудожественные изделия NEO, игнорирую откровенно непохожие на оригинал модели DiP и слишком грубые для своей цены изделия Classicbus (впрочем, некоторые новые изделия этих производителей скоро появятся на полках). Системного подхода в этом направлении уже никакого нет, покупаю те модели, которые нравятся.

2. Восточная Европа


Близкие родственники наших автомобилей, их развитие и модернизация, современники отечественных машин, родившиеся в условиях социализма иного разлива всегда вызывали искренний интерес. Даже не виденные в реальной жизни автомобили, но знакомые с детства по картинкам в журнале "Чехословацкое мотор ревю", хотелось поставить на полку. Польская журнальная серия такую возможность дала, но изобилие выпущенных (и часто очень спорных по качеству и проработке) моделей сравнилось с отечественными машинами и тему эту я решил закрыть. На полках нет ни одной регулярной модели восточноевропейских машин от IST, редкие новинки - это желанные модели вроде IFA (где же 815-ая Татра???) или интересный своей перспективой заход на рынок масштабных копий автомобилей соцстран такого гранда как Schuco.

3. BMW


Это направление, собственно, и вернуло меня в мир собирателей. Увидев модели Minichamps, Schuco, а позднее - Autoart и NEO, не смог удержаться - и на полках снова стали появляться новые модельки. Вслед за первыми приобретениями были найдены два форума (один из них недавно с вонью разделился надвое, а второй - практически заглох). Скудный ассортимент местных магазинчиков, апломб и жадность отечественных барыг заставил освоить ebay. Давно осознал неисчерпаемость темы, огромное количество выпущенных моделей баварских машин. Тема почти заглохла, покупаю выборочно модели интересных или знаковых базовых машин BMW, но очень редко.

4. Локальная история автомобилизации


Дети с большим удовольствием и интересом играют с маштабной копией окружающего мира, а многие автолюбители с удовольствием ставят на полку масштабную копию своего настоящего автомобиля. Несколько собственных машин, несколько прокатных - самая простая, скромная, но и сложная тема: количество небольшое, но найти точную копию автомобиля (модификация, цвет, тип кузова) зачастую очень сложно. Тема актуальна, но живёт своей жизнью в фоновом режиме.

5. Volkswagen


Метастаз предыдущего пункта. Пока что ограничен идей собрать модельки базовых Passat'ов, но уже есть излишки - несколько дакаровских Tuareg'ов и, разумеется, Golf. Жука, кстати, пока нет. Вялотекущий процесс, оживающий лишь при пересечении с другими направлениями.

6. Современники автомобилей СССР


Слишком расплывчатые рамки, но они есть: это автомобили так или иначе связанные с историей отечественного автомобилестроения - от однозначных родственников вроде FIAT 124 до современников, иллюстрирующих тенденции какого-либо периода времени (Peugeot 203 и Ford Vedette как возможность поставить рядом ГАЗ М-20 "Победа"). В эту категорию попадают и многие из моделей автомобилей стран соцлагеря, масштабные копии Ford, FIAT, BMW и другие иномарки.

7. Машины нашего двора


Фактически - подраздел предыдущего пункта, относящийся к подержанным иномаркам, заполонившим наши дворы в 1990-е, а также к народным современным машинам. Сюда попадает и Opel Kadett, и Skoda Felicia, и VW Passat. Пересечения с другими направлениями коллекции только добавляют решимости купить очередную модельку.

8. Ford


Автомобили Форда, как никакие другие, иллюстрируют историю развития автомобиля на всех континентах. И в Америке, и в Австралии, и во Франции, и в Великобритании, и в СССР и во многих других странах эти автомобили стали местными легендами. Типичный для своего времени облик и конструкция, массовый выпуск - эти автомобили определяют облик городов всего мира уже более ста лет. Социальные, экономические, политические события и фон, на котором эти автомобили увидели свет, - это интереснейшая история нашего бытия. Самая интересная и активно пополняющаяся часть коллекции на сегодняшний день.

9. Лондон-Сидней и Лондон-Мехико


Участие советских гонщиков в двух ралли-марафонах (из Лондона в Сидней в 1968 году и из Лондона в Мехико в 1970-м) стало причиной интереса к этим двум событиям. Журналы, книги, и - разумеется - модели автомобилей-участников превратили этот интерес в самостоятельное направление коллекции. Возможность взглянуть на срез автомобильной истории через призму марафонской гонки, понять как выглядели наши Москвичи на фоне современных западных автомобилей, подробности и фотографии уникальных мероприятий - это интересная и живая тема, только вот пополняется она не очень активно - никто из отечественных производителей пока не догадался заказать у китайцев модели гоночных (на самом деле - практически серийных) Москвичей образца 1968 и 1970 годов.

Все эти темы порой причудливо переплетаются, но, по мере сил, я стараюсь их не расширять.

А что собираете Вы и почему?

Комментариев нет:

Отправить комментарий