вторник, 4 апреля 2017 г.

Тракторы. История, люди, машины - выпуск номер 4 - ВТЗ Универсал



Большая часть исторических документов, относящихся к деятельности Амторга и - как следствие - ко всем отношениям Советской России с САСШ, включая закупку оборудования, контракты на проектирование и оснащение заводов, закупку технологий и материалов - всё то, что легло в основу и стало советской индустриализацией - недоступны, засекречены, да и мало кому интересны. И дело не только в шпионской деятельности Амторга, о которой писали американские газеты, - нынче вообще мало кто отважится копаться в подробностях даже столетней давности, проще прочитать одобренный учебник или посмотреть высокодуховную передачу по телевизору.

Журнальчик, посвящённый трактору "Универсал", конечно, пару раз упоминает американский трактор Farmall, которым по сути был советский "Универсал", но тексте не найти даже имени производителя тех тракторов - International Harvester, с которым советская Россия заключила контракт на строительство тракторного завода в Сталинграде, подвинув Форда с его Фордздонами, давно и безо всяких контрактов освоенных на заводе "Красный Путиловец". Нет и имени Альберта Кана, который ударными поточными методами проектировал сотни объектов советской индустриализации, а про Джона Калдера, что руководил стройками на месте так вообще никто и не слышал. Американцы вроде строили в Сталинграде завод для производства колёсных тракторов, а получился танковый завод - тракторы Farmall там не делали: в Сталинграде наладили производство тракторов на базе более старой модели Internationa Harvester McCormick-Deering 15/30, получивших в отчизне имя СХТЗ-15/30 (он же - СТЗ-1, он же "Интернационал").



Отцовство трактора "Универсал" приписывают будущему академику Чудакову, именно под его руководством тракторный отдел НАТИ в 1933 году на базе трактора Farmall спроектировали пропашной трактор - работа отечественных инженеров в основном была направлена на унификацию разных моделей тракторов International Harvester - более свежему "Универсалу" вживляли детали от уже освоенного СТЗ-1. В декабре того же 1933 года рабочие чертежи передали на завод "Красный Путиловец", который вскоре станет Кировским заводом. "Универсал" сначала производили в Ленинграде (видимо, как и Фордзон до этого - безо всяких на то американских лицензий), а в 1945 достроили Владимирский тракторный завод и производство "Универсалов" началось во Владимире. И шансов почитать подробности той давней истории нам, видимо, не суждено. Зато есть трактор в масштабе 1:43 в очередном выпуске журнальной серии "Тракторы: История, люди, машины", можно поставить его на полочку.



При цене в 399 рублей, состоящий из множества мелких деталей и очевидно сложный в сборке трактор Универсал служит живым и немым укором отечественным автомобильным журнальным сериям - трактор этот собран и покрашен аккуратно и в целом глаз радует. 






































Модель: 1945 ВТЗ "Универсал-2"
Наименование модели: ВТЗ УНИВЕРСАЛ

Производитель: PCT по заказу Hachette
Дата выпуска: 20 марта 2015 года
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная "Тракторы. История, люди, машины." №4
Тираж: заявленный тираж 103 000 экз.
Краткое мнение: иллюстрация к забытой истории
Субъективная оценка: 8/10

Комментариев нет:

Отправить комментарий