вторник, 4 апреля 2017 г.

Автолегенды СССР и Соцстран: выпуск номер 152 - FSO Polonez



FSO Polonez - очередной выпуск журнальной серии "Автолегенды СССР и Соцстран": неведомая на большей части бывшего СССР машина, которой даже журнал "За рулём" уделял не очень много внимания во времена соцлагеря. Хотя в истории автомобиля много интересного - и корни проекта ESV, инициированного странами НАТО, в этой машине есть, и Джорджетто Джуджаро к облику автомобиля руку приложил (в журнальчике, правда, не смогли написать фамилию итальянца правильно), да и сам автомобиль для конца 1970-х был примечательным и передовым, особенно для стран социалистического содружества.



Три буквы названия программы ESV известны с начала 1970-х - в рамках Комитета НАТО по проблемам современного общества была инициирована межгосударственная программа по безопасности транспортных средств Experimental Safety Vehicles, а уже в 1971-м состоялась первая техническая конференция. Страны-участники - США, ФРГ, Франция, Италия и Великобритания договорились вести разработки в области безопасности транспортных средств и обмениваться информацией. Так появились прототипы "безопасных" автомобилей - их делали Chrysler, Datsun, британский BLMC, FIAT, Mercedes-Benz, Renault, Toyota, Volvo иVolksvagen. Эти автомобили часто попадали на страницы газет и технических журналов, встречались и в нашей прессе - опознать их было просто: безопасность пешеходов, защита водителя и пассажиров от фронтальных и боковых ударов, снижение стоимости восстановительного ремонта при столкновениях на низких скоростях в 1970-х непременно вытекала в обилие противоударного пластика на передках и бортах автомобилей.

По этой причине и польский Polonez имеет странноватую отделку передка - ведь основой проекта новой модели для польского завода FSO послужил FIAT ESV2000, а обликом автомобиля занимался ItalDesign Джуджаро. Неказистый фиатовский прототип обрёл фирменные грани Джуджаро, уже опробованные к тому времени на Audi 100 и Volkswagen Passat, но польская машина сохранила фирменную пластиковую заглушку вместо третьего бокового окна - нормализуют облик Полонеза только в 1985-м году, вставив-таки более гармоничное окошко.


FSO Polonez не только соответствовал американским требованиям к бамперам - с 1973 года все новые автомобили должны были соответствовать стандарту FMVSS 215 и обеспечивать защиту важных для безопасности элементов, таких как фары или детали топливной системы при ударе на скорости до 5 миль/час (до 2,5 миль/час для удара сзади), польскую машину также били о бетонный куб на скорости 50 км/ч с частичным перекрытием - двери после удара свободно открывались и серьёзных потенциальных повреждений для седоков не выявили.

Очень современный для конца 1970-х хэтчбек Polonez получил складывающиеся задние сиденья лишь в 1981 году - через три года после начала выпуска, занятный нюанс для универсального грузо-пассажирского автомобиля. Видимо, как было заведено при социалистической организации производства, смежники подвели.


Сама модель - типичное журнальное изделие, сотворённое китайскими товарищами по заказу итальянского издательства: на прототип, вроде, похоже, собрано и окрашено более-менее прилично, в отличие от свежих моделей (Polonez был девятым выпуском польской серии Kultowe Auta PRL-u) оптика изготовлена отдельными деталями из разноцветной пластмассы. Собирателям машинок стран соцлагеря, по неведомой причине не купившим польский выпуск несколько лет назад, - вполне можно взять. Для остальных - приобретение сомнительной ценности.








Донышко на удивление неплохо проработано и отчётливо демонстрирует заднеприводную суть Полонеза:




Рука автора узнаётся без сомнений:




FSO Polonez с родоначальником жанра - Renault 16


И Passat рядом с гармоничным Golf'ом смотрится не очень здорово, а уж польская версия - и того хуже:


Можно, конечно, и ИЖ-Комби поставить рядом с польской машиной - как-никак советский хэтчбек увидел свет в 1973-м, да и пути у ижевской и польской машин были одинаковы - старая заднеприводная ходовая часть и агрегаты в новом кузове, но схожий обликом пятидверный хэтчбек в СССР осилили лишь в 1987-м. И с передком учудили тоже:


Советские машины были "шестиоконными" - да и Polonez к концу 1980-х тоже облагородят ещё одним боковым окошком:




Модель автомобиля: 1978 FSO Polonez
Наименование модели: FSO Polonez

Производитель: PCT (IST) по заказу ДеАгостини
Дата выпуска: 24 декабря 2014 года
Каталожный номер: отсутствует
Серия: журнальная "Автолегенды СССР и Соцстран" №152
Тираж: заявленный тираж 40 000 экз.
Краткое мнение: на любителя социалистической автоистории
Субъективная оценка: 7/10


График выхода журнальной серии "Автолегенды СССР" "Автолегенды СССР и Соцстран", предыдущие обзоры и обсуждения

Комментариев нет:

Отправить комментарий