среда, 14 августа 2013 г.

Дела давно минувших дней: "Запорожец" ЗАЗ-968А (IST Models)

Пять лет назад модели под маркой IST models вызывали трепет среди собирателей - один из грандов, пусть и китайский, снизошёл до масштабных копий отечественных машин. Да, 21-ая "Волга" у них получилась не лучшим образом, да - "трёшка" вышла как кирпич, а ГАЗ-69 являл собой копию какого-то невиданного гибрида, УАЗы получили странную светотехнику, да - замечаний была масса. К чему придирки? - ведь дальше будет больше и лучше! Больше - стало, лучше - нет. Из самых свежих изделий китайских товарищей разве что "буханка" УАЗ в цветах "Почты России" более или менее прилична - остальные модели собраны и окрашены так погано, как не всякую журналку сделают.

Но было время, когда и китайцы к своей работе относились чуть внимательнее, и мы были чуть более снисходительны. ЗАЗ-968А сделали ещё в то время, когда молдинги на китайских фабриках умели красить более или менее ровно, а детали не клеили вверх ногами. За прошедшие два года с момента выпуска этого "Запорожца", тираж так и не был распродан - может собиратели вполне удовлетворились выпусками журнальных серий, а может IST наштамповал огромное количество этих машинок - его вполне можно купить во многих магазинах, да и цены не выросли.



Новости книжной полки: от Автора книги "24. Новая "Волга" о переиздании

Александр Лекае о переиздании книги "24":



Ford Escort Twin Cam (Minichamps)

Ford Escort Twin Cam создавался специально для омологации под раллийный чемпионат. До 1960-х такой практики - специально разработанных и запущенных в производство омологационных версий - было немного: у BMC был Mini Cooper S, у Ford - Lotus-Cortina, Alfa Romeo делала ставку на Giulia GTA, а Lancia строила Fulvia HF. Все эти машины представляли по сути доработанные версии серийных машин. Сделав шаг вперёд, спортивное подразделение Форда разработало и построило специальную машину для участия в ралли. Двухдверный кузов Эскорта вместил ходовую часть и двигатель от проверенной в самых разных гонках Lotus-Cortina Mk II - внешних изменений было немного, лишь чуть расширенные колёсные арки да усечённые до уголков бампера. Внутри кузов тоже слегка доработали - исключительно чтобы уместить агрегаты от более крупной Кортины. Двигатель, правда, пришлось слегка наклонить, чтобы он вписался в подкапотное пространство малолитражки.



Только вперёд! Новая книга Александра Лекае.

Пока в известном месте идёт великая битва "автомобильных историков" с Михаилом Соколовым на почве его новой книги про довоенные автобусы, некоторые авторы просто работают. Работают над новыми книгами. Вот так:



Автолегенды СССР: выпуск номер 100 - ГАЗ-46

Вот и вышел сотый (так и хочется написать - заключительный) выпуск журнальной серии "Автолегенды СССР". Прошло больше четырёх лет с того момента, как сообщество собирателей всколыхнула новость о тестовой журнальной серии в Тверской области, а в феврале 2009 года первый выпуск регулярной серии появился во всех газетных киосках. Всем не хватало, кто-то брал по 3-4 экземпляра, кто-то закупал коробки, многие - бегали по городу с горящими глазами в поисках той заветной модельки за 99 рублей, что обещала реклама. Даже далёкие от коллекционирования масштабных копий автомобилей люди покупали те выпуски - они до сих пор пылятся на книжных полках и за стёклами шкафов самых разных кабинетов. Что уж говорить про тех, кто собирал "модельки" в 1970-х и 1980-х, забросив это "детское увлечение" в сложных 1990-х - волной накрыло тысячи вполне состоявшихся мужиков, которые вдруг полезли в гаражи и на антресоли в поисках убранных двадцать лет назад саратовских моделей. Всего пара-тройка лет - и вот на рынке несколько смешно конкурирующих компаний со своим ассортиментом "настоящих" (не то что - "журнальных") моделей, мелкосерийное кустарное производство в упадке, собиратели поголовно страдают от недостатка места на полках для вала новинок, а китайцы продолжают отливать по русскому заказу очередные десятки тысяч копий советских автомобилей. И всему этому многообразию причина - приход на неизведанный и странный русский рынок итальянцев из ДеАгостини со своей серией "Автолегенды СССР".

Удачный старт серии, в котором большая заслуга консультантов - Александра Павленко и Максима Шелепенкова, удачные и востребованные модели, ажиотаж среди коллекционеров, запуск серии "Автомобиль на службе" - через четыре года остались лишь тени былого успеха: халтурные модели, поверхностные журналы, странный выбор прототипов, неудачные цвета - серия всё больше рассчитана на тех, кто однажды купив, остановиться не в силах. Хорошо, что серия жива по сей день - мы все привыкли раз в две недели поставить на полку недорогую новинку. Плохо, что у ДеАгостини не хватило сил поставить точку раньше и начать новый проект. Впрочем, русскому офису не хватило ума и задора сделать что-то необычное хотя бы к 100-му, юбилейному выпуску серии. В пакетик с журналом сотого номера вложили неточную модель околхоженной амфибии на неродных колёсах.



Авторевю 1990-х

Коллеги, на днях наткнулся на пополняющееся собрание сканов "Авторевю" 1990-х - помимо давно известных и разбросанных по интернету разрозненных номеров, группа товарищей систематически выкладывает новые, недостающие номера на треккер - за это им огромное спасибо: на сайте самого издания не только кривой поиск, но ещё и выкошены недавно из "подшивки" старые номера.

Citroën Berlingo на рейде Париж - Самарканд - Москва (Eligor)

150 машин, 300 участников, 8500 километров, Париж-Венеция-Актау-Самарканд-Москва за две недели - это был Citroën Berlingo Raid. В 1997 году, параллельно Мастер-ралли, Ситроен запустил в рекламный пробег полторы сотни "каблучков" с дизельным двигателем. В настоящем ралли-рейде Париж-Самарканд-Москва победил Ари Ватанен за рулём Citroën ZX Rallye Raid, но и колонна неспешно кативших по дорогам России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении Citroen Berlingo запомнилась многим, попав и на страницы автоспортивной прессы.



Ярославский балластный: ЯАЗ-210Г (Northstarmodels)

Ярославльские дизельные грузовики заложили основу автомобилестроения в Белоруссии и на Украине - сначала ЯАЗ-200 превратился в МАЗ, а затем ЯАЗ-222 стал КрАЗом. До недавнего появления бортового МАЗ-200 от костромского SSM, промышленных моделей послевоенных дизельных грузовиков не делал никто. А примерно за год до этого МАЗа появилась интересная модель от Northstarmodels - в масштаб 1:43 пришёл производитель сборных моделей милитаристских размеров 1:35, 1:72, 1:48 и 1:144. И это было любопытное начинание - ведь деталировка и уровень проработки моделей военной техники, как правило, значительно выше, чем у автомобилей масштаба 1:43 - это касается и более крупных изделий 35-го масштаба, и мелких моделей 72-го. Стендовый моделизм всегда стремится к реалистичности, на фоне которой наши автомобили 43-го масштаба вполне заслуживают небрежного определения "сувенир". Компьютерные модели на картинках и множество тщательно отлитых деталек будущей модели балластного тягача ЯАЗ-210Г, которые демонстрировал Northstarmodels, внушали оптимизм - в очередь за моделями встало около сотни собирателей, а очередь эта растянулась больше, чем на год. За прошедшее время уже и промышленный ранний МАЗ неплохого качества появился, и ситуация на рынке изменилась сильно, а собиратели всё ещё стоят в очереди - Northstarmodels переоценили свои силы и неспешно собирают по несколько моделей в месяц. Одну из них мне довелось подержать в руках.



Автомобиль на службе: выпуск номер 34 - Хлебный фургон ГАЗ-АА

Коллеги, хлебного фургона не будет - нет у меня ни желания, ни места, ни времени для этой модельки. Исходная-то полуторка у китайцев вышла страшная, а уж фургон - просто мусор.





Китайские традиции: 1947 Ford Fordor (IXO models)

Вторая мировая война добралась до американских конвейеров Форда в 1942 году - последний довоенный Форд сделали 10 февраля 1942 года, а "новые" машины 1946 модельного года появились в салонах дилеров только в конце октября 1945 года. Новым у послевоенных автомобилей была облицовка радиатора (на смену зубастой решётке с вертикальными прорезями пришли горизонтальные брусья), и до осени 1948 года эти машины сходили с конвейера практически без изменений - лишь мелкие детали отделки менялись по давно заведённой традиции - покупатель свежей машины должен был убедится, что она и вправду отличается от прошлогодней, и что ему не продали залежалый товар. А отсутствие заметных изменений в шасси или в кузовах на протяжении долгих трёх лет объяснялось просто - фордовские инженеры трудились над совершенно новой моделью, которую и представили публике в июне 1948 года - это был автомобиль другой эпохи, Форд образца 1949 года.



Финт ушами. Продолжение.

Classicbus, распродав остатки эксклюзивного и неповторимого тиража КАвЗ-651 голубого цвета за две с половинной тысячи рублей быстренько допечатал ещё тысячу экземпляров той же уникальной модели и продаёт их теперь за 1600. Терпение, уважаемые коллеги, - это самое главное качество современного собирателя. Иначе - деньги на ветер.




Американские традиции: 1941 Ford Tudor Sedan Super Deluxe (First Response)

Спрос рождает предложение - сначала формы на Ford 1941 года от White Rose Colectibles объявились в виде россыпи полицейских автомобилей под маркой First Response, а чуть позже предприимчивые американцы запустили серию American Heritage Models на тех же формах - во всех приличных магазинах появились сразу несколько разновидностей Фордов 1941 и 1950 модельных годов. И если масштабные копии машин 1941 года в гражданских вариантах можно было при некотором усердии найти, то встретить в продаже четырёхдверный седан 1949/1950 года было практически не реально. А теперь - пожалуйста.



Оранжевое настроение по-немецки: Ford Taunus Transit Dunlop Reifen (Schuco)

Мастерство модельной фирмы кроется не только в умении сделать точную и похожую на прототип модель - особый навык требуется, чтобы продать одну и ту же модель в разных вариантах как можно больше раз. Высший пилотаж при этом - вытащить деньги из кошелька собирателя таким образом, чтобы он даже не задумался об альтернативном способе их потратить, не говоря уж о том, чтобы пожалеть о потраченном. В совершенстве такими методами владеет Schuco - и модели хороши, и варианты их исполнения таковы, что глаза разбегаются, а рука тянется к кошельку. При этом модификации одной модели различаться могут так сильно, что даже у пристрастных скупердяев не возникнет сомнений. Один из примеров - на фотографиях: Ford Taunus Transit, он же известен как Ford FK1000 - коммерческая машина родом из послевоенной Германии, давшая имя фордовскому бестселлеру-Транзиту и один из его прародителей с немецкой стороны.

Schuco выпустили эту машину в самых разных вариантах: вышли и грузовик, и фургон, и микроавтобус, и кемпер. Все они были в самых разных раскрасках, с различным грузом в кузове или на багажнике фургона - и все варианты были аккуратны, точны, привлекательны и - что немаловажно - относительно недороги.



Олимпийская "Волга" ГАЗ-24 (IST/VVM)

Журнальная серия "Автолегенды СССР" четыре года назад стала катализатором для затухнувшего отечественного рынка масштабных копий - с тех пор и новые производители появились, и самые экзотические ниши уже охвачены, и даже бывалые собиратели уже не в состоянии ставить на полку "все модели отечественных машин" - когда-то это было несложной и не очень обременительной задачей, если, конечно, вычеркнуть из списка мелкосерийные кустарные изделия. Прошли годы, а журнальные модели до сих пор стимулируют брожение умов и подбивают на покупку очередной, уже не журнальной модели. Как и в этом случае - появившаяся полтора года назад модель "Волги" ГАЗ-24 в образе машины сопровождения на XXII олимпийских играх теперь стала желанным дополнением к "олимпийскому" РАФику, недавно вышедшему в "автолегендах".



Ford Transit Mk I Post Office Telephones (Vanguards)

Ford Transit первого поколения примерил за свою долгую жизнь на конвейере множество различной формы, но особое место среди самых разных коммерческих раскрасок занимают две: ярко-красная Британской королевской почты и тёмно-зелёная телефонной службы. Производители моделей, будь то Vanguards или Oxford с удовольствием эксплуатируют эту благодатную почву - а среди собирателей есть те, кто ставит на полочку каждую новую машинку в цветах Royal Mail или Post Office Telephones.



Проще некуда: Ford Transit Mk III (Corgi)

Форд потратил четыреста миллионов фунтов стерлингов на создание этой машины. Если Ford Transit Mk II получил лишь новый нос, то эта машина третьего поколения обзавелась полностью новой кабиной: навеянные обликом Renault Espace черты, улучшенный обзор и эргономика. Но несмотря на большое количество переработанных деталей, основа конструкции осталась прежней. Впрочем, два из трёх проданных в Великобритании фургона носили имя Транзит - покупатели, остававшиеся верными марке Форд двадцать лет, ожидали именно эволюционных улучшений знакомой и проверенной машины, революции никому нужны не были.