среда, 2 января 2013 г.

XX Олдтаймер-галерея, часть третья - Люди, танки, танцы и бамбук

Часть заключительная фотоотчёта о 20-й Олдтаймер-галерее. Обо всём.




XX Олдтаймер-галерея, часть вторая - Буржуины

История мирового автопрома, безусловно, богаче и насыщенней нежели отечественная. И экспонаты 20-й Олдтаймер-галереи тому отражением - зарубежных машин было больше, а экспонаты - разнообразнее. 


XX Олдтаймер-галерея, часть первая - Наши

Выставка как выставка. Ничего ярко-удивительного среди экспонатов, даром, что эта олдтаймер-галерея юбилейная, двадцатая по счёту. Ни первого Бенца, ни звезды ГЛ-1, ни Руссо-Балта - всё как всегда и даже немного спокойнее, экспонатов поменьше, чем в прошлые разы, когда собирали с мира по нитке на юбилей ГОНа или приглашали клубы автолюбителей. Ни одного "Запорожца" на этой галерее, к примеру, не было. Обычная россыпь 21-х "Волг" была разбавлена малоизвестным публике автобусом "Уралец" на шасси ГАЗ-51 да экспонатами мастерской Шаманского. Анонсированная реплика гоночного ЗиСа стояла под кислотного цвета покрывалом, автобусы и троллейбусы Мосгортранса стояли закрытыми на замок, на стенде Политехнического института выставлены лишь наглядные пособия - занимательно, но хотелось бы и на комплектные автомобили в хорошем состоянии взглянуть. Среди зарубежных автомобилей интересных экспонатов было побольше, хотя среди выставленных машин было много знакомых по прежним выставкам. Впрочем, обо всём по порядку: 



XX Олдтаймер-галерея

Из истории советской медицины: профессионалы (Northstarmodels)

Northstarmodels серьёзно взялись за поляну масштаба 1:43 - и киты, и модели, и фигурки. Практически одновременно с женскими миниатюрами, вслед за "Девушкой с айфоном" и "Женщиной в красном", на полках магазинов появились два советских медицинских работника - Доктор и Санитар. Серию назвали Personnage и обещают с продолжением не затягивать, а к дню советской милиции дать стране соответствующих персонажей.



Из истории советской медицины: РАФ-3920 (Hongwell/Наш автопром)

Новинка от Hongwell в коробочках "Наш автопром" - РАФ-3920, медицинский автомобиль на базе ГАЗ-14 "Чайка". В очередной раз, чтобы не заморачиваться с лицензиями и отчислениями, на упаковке наименование автомобиля указано неверно - когда-то также вышла модель ЗиС-101А-спорт - "по лицензии ОАО ГАЗ". В этот раз машинку назвали "ГАЗ-14 универсал", что не так смешно и гораздо ближе к правде. "Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень", говаривал Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Сложно поспорить: и ГАЗ-14 здесь, и универсал. И никакого мошенничества. Только производителем назван Горьковской автозавод, а не Рижский. Несущественная ошибка. Или даже опечатка.

Моделька же - хороша и сделана в лучших традициях Hongwell: аккуратно, без излишеств, но и бестолковых упрощений или жутких ляпов нет. Один из пяти изготовленных автомобилей, говорят, покрасили в белый цвет и отправили на Кубу. Для собирателей эта автоистория - отличная возможность разбавить ряды чёрных советских членовозов белым универсалом.


Смесь французского с нижегородским

В данном случае - британского с ивановским.



Женщина в красном - Northstarmodels, мужик в белом - Стиг.


Автолегенды СССР: выпуск номер 95 - ГАЗ-М72

Убогая на этот раз получилась моделька у китайских товарищей, никакого желания поставить на полку она не вызывает. Максимально упрощённая форма - отлитые заодно с кузовом подфарники и задние фонари, невидимая глазу надпись М72 на шильдике сбоку, чёрные колёса, невездеходная резина, неудачный цвет, отсутствие тонировки на решётке. В самый дальний ящик ей дорога. А можно - вообще не покупать этот хлам.


Сопутствующие товары: Девушка с айфоном (Northstarmodels)

Желание оживить полку с масштабными моделями автомобилей приходит рано или поздно ко многим собирателям. Кто-то выставляет машинки на фоне фотографий городских улиц, кто-то выстилает полки травкой от железнодорожных макетов, у кого-то есть силы пилить-клеить фасады домов из картона или пластика, но самый востребованный из сопутствующих товаров для собирателей - масштабные фигурки людей - в дефиците. Есть, конечно, лубочные фигурки отечественных производителей, есть близкие по размеру россыпи китайских фигур из железнодорожных макетов в масштабе 1:48, но недавно появились фигурки от Northstarmodels литые из металла. Отличные, доложу вам, фигурки. Первая из них - "Девушка с айфоном".



Икарус 250

Classicbus наконец-то показал фотографии грядущей модели Икаруса 250 в двух вариантах исполнения - Совтрансавто и обычном. Фотографии, правда, сделаны при помощи спичечного коробка, но какое-никакое представление о модели дают. Забавно, что даже модель в исполнении "Совтрансавто" по-прежнему лишена номерных знаков.

 

Остальные фотографии, включая ЗиС-155.

Автомобиль на службе: выпуск номер 29 - ГАЗ-233036 "Тигр" ОМОН

На фоне отечественных новостей за последний год ДеАгостини могла б и воздержаться от выпуска ОМОНовского "Тигра" в журнальной серии "Автомобиль на службе" - слишком уж неоднозначными теперь выглядят тезисы журнальчика о роли, месте и назначении этих отрядов. Впрочем, благодаря всё тем же новостям, большое количество соотечественников ознакомилось с этой техникой - кто лично, кто по телевизору, кто в лентах интернет-новостей. Спрос моделькам обеспечен.



Костромские автоистории: ЗиЛ-157К

Свежайший грузовик в масштабе 1:43 на полках отечественных магазинов - это три разноцветных ЗиЛ-157К в коробочках "Автоистория" от костромских товарищей, известных нам ранее под тремя буквами SSM. Чуть проще, чем появившийся восемь месяцев назад ЗиЛ-157, другие цвета, аккуратная пластмасса дворников вместо фототравления, отсутствие мохнатой нитки на катушке лебёдки, крючков на кузове да простецкая упаковка в стиле саратовских и казанских моделек - вот, пожалуй, и все отличия новой модели, ставшей вдруг в два с половиной раза дешевле - вместо 2450 рублей за новинку просят 900. Такой ход конём на поляне масштабных копий автомобилей аналогов не имеет, это отечественное ноу-хау - распродав за несколько месяцев трёхтысячный тираж модели, выпустить её же огромным тиражом в других цветах в разы дешевле. Многие из собирателей, конечно, тешат себя мыслью, что этот ЗиЛ в боксе с надписью Start Scale Models обладает уникальной и глубочайшей проработкой, а он же в коробочке "Автоистории" - лишь игрушка. Это не так. Отличия моделей, поставленных рядом на полку, заметить сложно - надо знать куда смотреть и делать это вдумчиво. Также обстоятельно следует подумать и в тот момент, когда рука тянется за кошельком - выждав некоторое время после выхода новых моделей от SSM, похоже, можно серьёзно сэкономить.



Там, где не видели Икарусов: КАвЗ-651 (Classicbus)

Дефицит автобусов в стране советской был огромен, автобусные заводы спрос не удовлетворяли и на свет стали появляться во множестве самые разнообразные конструкции. Их производили и авторемонтные заводы и ведомственные предприятия - так родились "Старт", "Кубань", "Таджикистан", "Чернигов" и многие другие, зачастую безымянные, автобусы. И один из самых массовых автобусов на грузовом шасси - ГЗА-651 породил массу вариаций: помимо заводов ПАЗ и КАвЗ автобусы по горьковской документации производили и другие предприятия, добавляя в облик кузовов специфические отличные черты. Помимо исходного разнообразия, свои варианты добавляли авторемонтники - прошедшие капитальный ремонт машины получали новые или восстановленные кузова со множеством внешних отличий от заводских модификаций. В результате по дорогам СССР ползало, надсадно воя газоновским движком, огромное количество в общем похожих, но отличных в деталях автобусов "типа КАвЗ-651".

Модель КАвЗ-651 от Classicbus появилась год назад, а её появлению предшествовали бурные обсуждения облика, деталей и соответствия оных имени модели. Надо отдать должное производителю, многие замечания были учтены и готовая модель вышла максимально приближенной к облику автобусов из Кургана. За одним исключением - ветровое стекло лишилось характерного наклона и стало практически вертикальным. Этот нюанс отвратил от модели многих коллекционеров, в их числе оказался и я. Но чуть позже сработала формула коллеги [livejournal.com profile] ivanoland "...берите то, что нравится, и получайте удовольствие!.." - живьём автобус получился вполне симпатичным, потому и оказался на полке. А наклон - наклон мы спишем на безымянный авторемонтный завод.



На страже покоя москвичей: Mercedes-Benz 280SE ГАИ СССР (Spark/Адлер)

История иномарок в стране советов ещё ждёт своих летописцев - благодаря интернету уже давно стали доступны и известны снимки западных автомобилей, волею судьбы попавших за "железный занавес". Но как они попали в страну, кто на них ездил, как обслуживал и ремонтировал, где брал резину нестандартного и экзотического размера - ответы эти вопросы могли бы стать интереснейшей книгой или статьёй.

На фоне блёклого и однообразного автомобильного потока те автомобили выглядели пришельцами с других планет, за рулём сидели какие-то неведомые избранные, а вблизи их разглядеть довелось немногим. Московские мальчишки кружили около посольств, ленинградские - подле туристических достопримечательностей - чаще всего зарубежных автолюбителей можно было подловить именно там. Но были и особенные иномарки - не просто проехавшие по Золотому Кольцу и вернувшиеся на ровные дороги своей отчизны. Были машины, примерившие советскую форму - машины на службе МВД СССР. Благодаря фотографам-автолюбителям, мы видели эти машины и знаем, что их было немало. А благодаря производителям масштабных копий - эти машины можно теперь неспеша и без помех поразглядывать, а затем - поставить на полку.

Удивительно притягательны своей необычностью эти автомобили.



Карл. Mercedes-Benz SSK, SSKL (RIO)

"...Однажды на аукционе Кестер купил по дешевке старую колымагу с высоким кузовом. Присутствовавшие специалисты не колеблясь заявили, что это занятный экспонат для музея истории транспорта. Больвис — владелец фабрики дамских пальто и гонщик-любитель — посоветовал Отто переделать свое приобретение в швейную машину. Но Кестер не обращал ни на кого внимания. Он разобрал машину, как карманные часы, и несколько месяцев подряд возился с ней, оставаясь иногда в мастерской до глубокой ночи.



1001





Благодаря бдительности т. [livejournal.com profile] ivanoland выяснилось, что на 15 сентября 2012 года, помимо запланированного праздника, пришёлся ещё и 1000-й пост. Спасибо, коллеги, за внимание и поддержку - как верно замечают многие, читать ваши комментарии порой интереснее, чем сам пост.

Финт ушами. Финита ля коллекция.

Костромские товарищи, запустив свой проект по имени SSM, наделавший много шума и подкосивший планы конкурентов, сделали очередной шаг конём на карточном столе - со следующей недели нам обещаны ЗиЛ-157 в трёх цветах по цене в 900 рублей. Этот финт получил имя собственное "Автоистория" и именован серией - слава и уважение тем собирателям, кто не накупил ЗиЛов и прочих моделек от ССМ по 2450 рублей. Стоило и стоит подождать.

Новости эти обсуждают в известном месте уже пару дней и даже делятся мелкокалиберными картинками здесь и здесь.



Автолегенды СССР: выпуск номер 94 - УАЗ-3172 - детям до шестнадцати?

Бдительные и сообразительные коллеги вычислили причину задержек очередных выпусков журнальных серий "Автомобиль на службе" и "Автолегенды СССР" - на пакетиках появилась маленькая и почти незаметная наклейка "16+". Говорят, что очередной бредовый закон заставляет и телеканалы маркировать мультики, разбирая их по возрастным категориям - "Ну, погоди!" с курящим волком попадает в категорию "18+" и показывать его будут после 23 часов, когда ширнувшаяся на детской площадке гопота уже потянется к подъездам и подворотням. Крокодил Гена тоже курит. Так что "автолегендам" ещё повезло. Я, правда, не знаю, какие кары уготованы родителям детишек, которые в обход нового закона таки купят машинку с журналом своим чадам.

А машинка сама, надо отметить, вышла довольно аккуратной и вполне на свой неказистый прототип похожей. УАЗ-3172 - из того поколения машин, которые прошли мимо нас - страна советов в части облика автомобилей шагнула сразу из конца 1970-х в 1990-е, пропустив ещё один виток развития автомобильного мира. До конвейера этот УАЗ не добрался, поэтому видели его до выхода журнальчика немногие - искать несоответствия в пропорциях или деталях сложно. Вроде бы похож. И изготовили модель китайские товарищи неплохо - лишь традиционные масляные потёки на матовой краске пришлось убрать.


Новости книжной полки: Шестицилиндровые ЭМКИ Ивана Падерина

Пока мы с вами, коллеги, собираем машинки, Иван Падерин продолжает собирать по кусочкам отечественную автоисторию. И не просто собирать, а делиться найденным со всеми желающими. Желающих, похоже, немного - тираж второй книги из экспериментальной серии "А" снова лишь пять сотен экземпляров.

История шестицилиндровых "эмок" менее масштабна, нежели "полуторки", но не менее интересна. Горчичного цвета обложка скрывает выверенную по архивным снимкам хронологию создания и модернизации ГАЗ-11 и ГАЗ-61 во всех их ипостасях. Собирателям это издание тем более интересно - ведь не так давно китайские товарищи из Hongwell вывалили на прилавки модельных магазинов россыпь машинок на базе "эмки". Помимо большого количества архивных снимков, не затасканных по форумам и журнальным статьям, в книге кратко изложены основные вехи развития семейства шестицилиндровых машин на базе ГАЗ-М1.

Хорошая получается книжная серия, добротная. А следующим выпуском, который уже свёрстан и ждёт своего часа, будет книжка про ЗиС-101 - к ней приложил руку и голову не менее известный в авто-ретро кругах Владимир Киреев.


Автомобиль на службе: выпуск номер 28 - РАФ-977ДМ "Латвия" Маршрутное такси

На неудачной форме РАФ-977ДМ, китайские товарищи выпустили маршрутное такси. Оно и понятно - деньги надо зарабатывать, а не потакать незначительной части потребителей журнальной серии, гордо именующих себя коллекционерами. "Латвия" в раскраске маршрутного такси неведомого маршрута сохранила все недостатки модели, знакомой по серии "Автолегенды СССР", включая негритянского стиля колёса. Помимо атрибутики маршрутки на передке этой машинки добавился шильдик "Латвия", а замеченные на анонсе этого выпуска полноценные номерные знаки заменены на привычные и никчёмные таблички "РАФ" - если уж сделали табличку "реального" маршрута, то и номера стоило б оставить. Ничего хорошего и примечательного в этом выпуске серии "Автомобиль на службе" нет, можно смело пропускать.


Год восемьдесят любой

Лет тридцать назад собрат этого Руссо-Балта закончил свой жизненный путь в ипостаси модели и стал игрушкой. Нежная конструкция дореволюционного автомобиля, изготовленная саратовскими умельцами в масштабе 1:43 этого не вынесла - до наших дней машинка дожила в виде кузова и набора запасных частей.

Интернет, банковская карта и буржуинские интернет-аукционы творят чудеса - вплоть до сувениров из прошлого. Пара кликов и реэкспортная моделька за пару недель вернулась на историческую родину из Германии. Коробочка, правда, у неё не та - не хватает задумчивой дамы на фотографии, разглядывающей модельки на столе. Но штампик, криво поставленный на клапане коробке, потерял когда-то последнюю цифру - осталось только 198... Буду считать, что это - год восемьдесят тот самый. Ведь Руссо-Балт С24/40 - один-в-один, крашеный в тот самый цвет, что и игрушка тридцатилетней давности. И он будет стоять на полочке в неприкосновенности.



Британская малолитражка: Ford Model Y (Western Models)

За маленькими машинами зачастую стоит большая и интереснейшая история. И Volkswagen Type 1, и Morris Mini, и Austin 7 оставили в автомобильной истории свой заметный след. Была такая машина и у европейского отделения Форда. Точнее - тогда ещё у британского: объединением своих заморских филиалов родительская компания займётся много позднее. Этой машинкой с большой историей был Ford Model Y, который разрабатывался в Америке как Model 19, а продавался с различными модификациями и модернизациями с 1932 до 1959 года. Основные вехи истории Model Y уже известны, но одним из самых заметных моментов в жизни этого автомобиля было снижение его цены до заветной суммы в £100, которое случилось в 1935 году.



Автолегенды СССР: выпуск номер 93 - Москвич-Г5

У советских собственная гордость. И собственная Формула. История советского автоспорта на фоне мирового - лишь попытка энтузиастов поиграть в машинки. Они совсем как настоящие, очень похожие, вопреки всему, собранные на коленке. Живых свидетельств тех времён осталось немного - уезженные спортсменами-любителями до состояния хлама, гоночные автомобили СССР часто заканчивали свой век не в музеях, а на свалках. "Формульные" Москвичи - одно из немногих исключений, а в журнальной серии "Автолегенды СССР" - первый гоночный автомобиль и первый журнал, посвящённый истории советского автоспорта.



Форд в России (С.Кирилец)

Форд пришел на российский рынок очень робко в то время, когда американцы там наступали -

Автомобиль на службе: выпуск номер 27 - УАЗ-450А санитарная служба

С итальянскими хрониками покончено [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12], восполняем пробелы по отечественным журнальным сериям. Предыдущий выпуск серии "Автомобиль на службе" - уже знакомая по модели УАЗ-450 "Ткани" форма первых ульяновских "буханок". На этот раз в бортах прорубили окошки, покрасили отливку в неудачный зелёный цвет и нанесли кресты медицинской службы. При этом, по непонятной причине, облицовка радиатора окрашена китайской серебрянкой, лишая модель возможности стоять на видном месте.



Итальянские хроники: PROTEZIONE CIVILE

То ли учения, то ли смотр, то ли шоу для туристов – на центральной площади небольшого приморского городка собралось невиданное количество специальной техники и человек пятьдест в жёлтых штанах со специальным снаряжением. Итальянские PROTEZIONE CIVILE VOLONTORIATO.


Итальянский сувенир: Fiat 500C Belvedere Chiusa (Brumm)

Встретив на обочине итальянской дороги Fiat 500C Belvedere, что родом из 1950-х, нельзя было не купить модель этой машины. Впрочем, изделие Brumm ближе к сувенирной продукции, чем к масштабной копии - родом эта машинка из 1970-х. Несмотря на утрированные формы, эти модели Brumm до сих пор находят своих почитателей и выпускаются по сей день в самых различных цветовых схемах.



Ничего сверхъестественного - Chevrolet Impala Sport Sedan (TrueScale Miniatures)

Один из самых народных автомобилей Северной Америки - Chevrolet Impala выпускается с конца 1950-х, а в сериале Supernatural сыграла роль машина 1967 года. Как раз в 67-м Impala четвёртого поколения получила ещё более яркие и остро модные обводы кузова в стиле бутылки Кока-Колы - тот самый изгиб заднего крыла, что знаком отечественным автолюбителям только по картинкам с зарубежными автомобилями. Модель Chevrolet Impala Sport Sedan 1967 года изготовлена True Scale Miniatures и, хотя формально никаких отсылок к сверхпопулярному сериалу ни на коробочке, ни на модели нет, безусловно копирует машину Сэма и Дина Винчестеров.


Автолегенды СССР: выпуск номер 92 - Москвич-434

Китайский. Это - китайский Москвич. С одной стороны - форма кузова, в которой без труда можно узнать прототип, с другой - странный загиб профиля, крашеные серебрянкой колёсики с широченной низкопрофильной резиной и отсутствие "птички" освещения номерного знака на задней двери. Пара ложек дёгтя - и бочка мёда несомненно испорчена. Впрочем, если не нравится тебе работа, которую делаешь - результат может быть и похуже.



Британская грузоподъёмность - Morris Commercial Dropside LC4/LC5 (Vanguards)

Британская система мер и весов чужда метрическому разуму - ну как объяснить привыкшему мерить в килограммах, центнерах да тоннах, что 30CWT - это вовсе не тридцать центнеров, как услужливо подсказывает онлайн-переводчик, а чуть больше полутора тонн? И что британский hundredweight - это и есть тот самый CWT, потому что hundred в данном случае уступил место латинскому centum и мера веса называется centum weight, хотя так её никто не именует, используя привычный hundredweigh. Ведь каждому британцу известно, что в hundredweight содержится ровно 112 фунтов - потому оно и hundred, то есть сотня. Не ровно, конечно, но ведь все об этом знают. Как и о том, что британский CWT - это на самом деле long hundredweight, потому что есть ещё и американский short hundredweight - вот в нём-то ровно 100 фунтов и есть. Всё просто и ясно до такой степени, что в 1824 году британский закон запретил торговцам использовать hundredweight в отношении сотни фунтов, а ослушавшиеся могли попасть под суд за мошенничество, и только через пятьдесят с лишним лет, в 1879 мера веса в сто фунтов получила легальное имя cental - это оптовые торговцы пролоббировали, очень уж было им неудобно учитывать грузы при торговле с Америкой. С тех пор в CWT измеряли лишь промышленные товары, вроде удобрений, корма для скота и веса этого самого скота, промышленных химикатов и угля. И грузоподъёмность машин, эти товары перевозивших, тоже традиционно указывали в CWT - чтобы было понятно, сколько навоза или угля войдёт в кузов. Так и получилось, что наша "полуторка" - это у британцев чёткие 30CWT.



Последний Capri в новой упаковке - Ford Capri 280 Brooklands (Vanguards)

В конце 1986 года об этом знали все - и Форд, и пресса, и фанаты машины: 19 декабря 1986 года, в последний день перед зимними каникулами фордовского завода в Кёльне, были собраны последние Ford Capri 280 тёмно-зеленого цвета Brooklands. На это мероприятие даже пригласили журналистов (примечательно, что среди фотографов не было ни одного немца - все сплошь англичане), выложили на полу цеха цифру общего выпуска - 1 886 647, закрепили на крыше машины плакат "bye-bye CAPRI" и торжественно с автомобилем простились. Шоу завершилось в первой половине дня, ещё несколько машин после "самого последнего" Capri собрали к вечеру (серийные номера у них, надо отметить, были всё же меньше, чем у официально последней машины), а через несколько лет дотошные автоисторики выяснили, что и количество выпущенных автомобилей Форд сосчитал неверно - за восемнадцать лет выпустили 1 922 847 Ford Capri.



Автомобиль на службе: выпуск номер 26 - ГАЗ-322121 "ГАЗель"

"...Автобусы просто дрянь... Надо прекратить поставки этой техники и сказать открыто, что наши производители не готовы пока выпускать автобусы для детей..."

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, 16 июля 2007 года на выездном совещании по реализации нацпроектов в Калининграде




На ежегодный миллиард рублей, начиная с 2006 года, в стране закупались автобусы для перевозки школьников. Тему "сельского школьного автобуса" мусолили, начиная с 2004 года - сначала "Единая Россия", потом эту бесспорную тему вписали в план национального проекта "Образование", который, вкупе с остальными социальными национальными проектами, и был переведён курировать в правительство бывший глава администрации президента Д.А. Медведев. Нацпроект "Образование" собственно к образованию отношения если и имел, то очень опосредованное - задачи были поставлены несложные: купить для школ компьютеров да автобусов для перевозки сельских школьников. На фоне потраченных в 2006-07 годах на нацпроекты 430 млрд. рублей, ежегодный миллиард на автобусы - деньги небольшие и незаметные. Группа "ГАЗ" поставляла в рамках проекта свои ПАЗики да КАвЗы, дополнительно к ним закупались УАЗы. В рамках нацпроекта предполагалось, что за федеральные деньги будет куплена половина автобусов, а остальные деньги должны были найти бюджеты региональные (автобусы, кстати, передавались в итоге на баланс образовательных учреждений и обслуживание техники зачастую становилось проблемой директоров школ). "ГАЗели", конечно, тоже закупались - как раз за деньги местных бюджетов. Правда, эти машины как автобусы для перевозки школьников не сертифицировались, поэтому во всех отчётах числится, что "ГАЗели" хоть и есть, но используются разово для перевозки детей на какие-то там мероприятия.

White Van Man: Ford Transit Hidden Treasures (Vanguards)

"He is known as White Van Man and is the most feared driver on the road."

Jonathan Leake (The Sunday Times, May 18, 1997)


White Van Man - это наш водитель "ГАЗели" по-британски. Самый страшный водитель на дороге. Белый фургон стал в Великобритании символом хамского и агрессивного водителя, наплевавшего на правила и окружающих, потому как у него есть собственное небольшое дельце (наёмный водитель белого фургона - типаж ещё хуже), времени у него мало, денег немного, за машиной он не следит, сигаретка в зубах и немного презрения в глазах - и таких парней на британских дорогах около двух миллионов. White Van Man - термин, который издавна жил в народе, но после статьи Джонатана Лика в The Sunday Times и радиопередачи Сары Кеннеди на BBC2 это словосочетание стало известно каждому. Подхватив звучную тему, газеты, радио и телевидение принялись обсуждать проблему - и добропорядочных граждан эти парни на белых фургонах угнетают, и добросовестных перевозчиков дискредитируют, и телефон единой жалобной службы им на борта надо наклеить, и направить их на принудительное обучение, и даже тахографами фургоны надо оснастить. Добились ли успеха борцы за порядок на дорогах - мне неведомо, но белых фургонов, на которые так просто налепить рекламную наклейку, на дорогах Великобритании меньше не стало. И большинство из них - уже почти пятьдесят лет - это Ford Transit.




Уже не очень свежие новости

Костромские снова выигрывают у питерских, как бы странно это не звучало по нынешним временам. Список озвученных сегодня новинок на конец августа от SSM:

SSM3002 ГАЗ-71 оранжевый, открытый;
SSMR001 ЗИЛ-41042 (смола);
SSM1006 УралЗИС-355М бортовой;
SSM1005 ЗиЛ-130 ранняя облицовка радиатора, хаки

ГАЗ-66-11, ЗиС-151 обещают в сентябре.


Неплохо, изобилие и возможность выбора - это всегда хорошо,  но с моей колокольни это выглядит так:

ГАЗ-71 мне не интересен ни зелёный, ни оранжевый, ни открытый, ни закрытый - это совсем не автомобиль и даже не знакомый трактор, ржавеющий в соседнем совхозе;
ЗИЛ-41042 - ещё один членовоз, выпущенный на опережение серии ГОНовских машин от DiP, интересен как первое смоляное изделие SSM, но сам по себе энтузиазма не вызывает;
УралЗИС-355М - этот грузовик интересен, хотя на полке и стоит вариант от Сарлаба. Но, судя по обилию 130-х ЗиЛов, можно повременить с покупкой - благо, пока даже первенец от ССМ - ЗиЛ-157 вполне себе доступен в магазинах;
ЗиЛ-130 хаки это хорошо, подожду такой же цвет с новой облицовкой - ни голубой с новой мордой, ни хаки со старой мне не интересны, потому как уже стоит на полке голубой ЗиЛ-130 SSM со старой облицовкой.

Выходит, что из четырёх новинок можно не покупать две, одну покупку отложить и взять оставшийся смоляной членовоз из спортивного интереса, если таковой обнаружится после знакомства с новой моделью.

ГАЗ-66-11 и ЗиС-151 более интересны, вот их и подожду. Что думаете, коллеги?



Источник новостей и фотографии новинок от производителя.


Странный фрукт: Ford Corsair (Hongwell/Cararama)

Эта машина должна была заменить Ford Consul Classic - один автомобиль американского облика моментально устарел и британский Форд изготовил на базе Ford Cortina Mk I ещё один кузов по заокеанским лекалам. Растянув базу Кортины до 101 дюйма, конструкторы отдали весь прибыток длины задним пассажирам - машина получилась немного просторней, хотя и сохранила множество узлов и агрегатов Кортины, от двигателей до лобового стекла. За комфорт задних пассажиров и космический облик надо было немного доплатить - практичный и неброский Ford Cortina 1500 Super стоил 688 фунтов, а за Ford Corsair 1500 De Lux надо было отдать £701.

За семь лет производства изготовить успели 331 095 этих необычных автомобилей, что само по себе немало, но Cortina за эти годы - с 1963 по 1970-й успела сменить два поколения и разойтись тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Corsair же и при конвейерной жизни подвергался критике за слишком уж американизированный облик и поведение на дороге, а уж в наши дни выглядит совершенно необычно и даже странно.



Руссо-Балт С24/40 лимузин (Саратов)

Пока новое поколение отечественных масштабных автопроизводителей бьётся друг с другом, производя очередные модификации львовских автобусов и грузовиков ЗиЛ, можно отвлечься на те модели, которые в ближайшем будущем никто выпускать не собирается - саратовские Руссо-Балты и в конце 1970-х выглядели очень хорошо на фоне современников, и в 2012-м году смотрятся вполне прилично. Ну а раз китайской альтернативы им не предвидится, то можно заняться поиском ранних выпусков этих моделей. В этом, кстати, есть и интерес, и азарт - ведь большинство "раритетов" 2000-х годов выпуска вполне спокойно можно купить в магазине, а номерные саратовские модельки, несмотря на огромные тиражи в сотни тысяч экземпляров, найти в хорошем состоянии за разумные деньги бывает непросто.



Автолегенды СССР: выпуск номер 91: ВАЗ-2122

Похожа эта машинка или нет на прототип? Да без разницы. Вроде похожа. Череда прототипов в журнальной серии "Автолегенды СССР" уже утомила. Хорошо, что очередной автомобиль - не из бесконечного ряда макетов АЗЛК, нашедших свой приют в музее на Рогожском валу, а занимательная разработка из Тольятти. Жаль, что журнальчик нового ничего об этом автомобиле не рассказывает, представляя собой краткое изложение соответствующей главы книги "Высокой мысли пламень...". Плановая экономика страны советов являла и более удивительные вещи, чем растраченные время и силы на мертворожденный проект амфибии на базе "Нивы", но подробности создания ВАЗ-2122 стоит прочитать в оригинале, в рассказах конструкторов и испытателей. Они, кстати, пишут о том, что никаких прозвищ за этой машиной в процессе многолетних испытаний не прилипло - так бывает, когда ни глазу, ни языку зацепится не за что. Ещё один эпизод из истории совавтопрома, не более.



Оранжевое настроение: Ikarus 280 (Classicbus)

А я похож на новый Икарус,
А у меня такая же улыбка.
И как у него,
И как у него,
Оранжевое настроение!


Песнь масштабной копии Икаруса в исполнении гр. "Чайф"


В 1994 году, когда "Чайф" спел свою задорную песню про "полбатона" и автобус, Икарусы уже были не новые, а весьма подержанные - улицы заполонили автобусы, отходившие своё то ли в Германии, то ли ещё где в соцлагере. Украшенные чужеземной рекламой с умлаутами в непонятном тексте, они отличались от привычных оранжевых мастодонтов комплектацией и эта лёгкая иноземность добавляла интерес - сколько и по каким улицам отходили эти машины, пока не занесла их нелёгкая доживать свой век на наших колдобинах?

С этими автобусами связана обыденная жизнь нескольких уже поколений - они поражали своим обликом в 1970-е, мы бросали монетки в "кассу", выкручивая и отрывая билетик в 1980-х, мы ждали на остановках зимой и летом уставшие, укатанные и облепленные незатейливой рекламой Икарусы в 1990-х, и даже в 2012-м их ещё полным полно на улицах городов, даже в Москве. Я давно на них не ездил, но помню и холод поручней, и форму сидений, и обтрёпанные резиновые гармошки. У каждого школьника было любимое место - кому-то нравилось, как на кочках подбрасывало корму и он старался занять место у заднего окна, а кто-то отважно заглядывал за поручень круглой поворотной площадки в недра "гармошки" из которых сквозило холодом. Водилы советских времён, экономя соляру, очень редко включали печку-автономку и в салоне всегда было холодно - только в 1990-х оказалось, что Икарусы могут быть вполне комфортно-тёплыми зимой. Он с нами навсегда. Теперь и на полке. Оранжевое настроение.



Автомобиль на службе: выпуск номер 25 - РАФ-2203 ГАИ СССР

Красный, жёлтый, зелёный... Микроавтобусов рижского автозавода уже немало появилось в журнальный сериях "Автолегенды СССР", "Автомобиль на службе" и даже в польской серии Kultowe Auta PRL-u. Пожарный есть, гаишный есть, олимпийские нам уже почти пообещали, а скорая помощь кажется само собой разумеющимся дополнением к серии, да и на маршрутных такси на базе "рафика" за 15 копеек довелось прокатится многим собирателям - такой вариант служивого микроавтобуса тоже выглядит вполне разумно в рамках журнальной серии. На полке смотрится выводок автомобилей РАФ хорошо и весело: форма модели удачная, цвета яркие, деталировка и окраска различаются сильно.



Финт ушами, часть третья.

Не успел фирменный интернет магазин Classicbus объявить о расширении ассортимента грузовиками SSM, как последовала новая новость - теперь по вторникам модели можно купить со скидкой 20%. Правда, сумма заказа должна быть не менее 35 тысяч рублей. Это те самые оптовые продажи, от которых коммерсанты только что и громогласно отказались.

Один за другим со странными инициативами отметились SSM, Ultra и Classicbus.

Финт ушами, часть вторая.

Надеюсь, ещё не все купили зелёный автобус? Таки стоит, похоже, подождать красного. Странные танцы. И осадочек неприятненький.

Трудяга из белого металла: Fordson 5-CWT van (Promod)

В конце 1920-х - начале 1930-х самый известный экономический кризис шагал по миру - Америка, Канада, Великобритания, Германия и Франция - самые развитые промышленные страны начала XX века пострадали больше всего. Великая депрессия. Инфляция. Безработица. И в это самое время Форд строит в Великобритании огромный современный завод по производству автомобилей, инвестиции переваливают за два миллиона фунтов стерлингов, значительно превышая первоначальный бюджет, а количество работников на этом заводе в конце 1932 года составит 7024 человека. И это на фоне снижающихся продаж - в 1931 году британское подразделение Форда продало всего 19 тысяч автомобилей, в Америке в тот год Форд изготовил более 600 тысяч машин.

Конечно, на фоне всемирной экономической катастрофы объёмы продаж снизились у всех автопроизводителей, включая основных британских конкурентов - Morris, Austin, Standard и Singer, но у Форда дела обстояли особенно худо: европейцы и британцы в то время смотрели не только на цену автомобиля (а у Форда не было маленькой машины), но и на стоимость владения - бензин здесь стоил гораздо дороже, нежели в Америке, да и налоги давили на автовладельцев очень сильно. Попытка вписаться в европейские рамки привела к появлению Ford Model AF - автомобиль был аналогичен Model A и нашему ГАЗ-А во всём, за исключением двигателя - под капотом вместо агрегата объёмом 3285 см³ мощностью 40 л.с. (налоговая мощность 24hp) приютился двигатель объёма 2043 см³ налоговой мощностью 14,9hp - налоги становились приемлемыми, а вот реальной мощности для тяжёлой машины уже не хватало.



Новости книжной полки: Хуже некуда - The Worst Cars Ever Sold by Giles Chapman

Историю с модернизацией Москвича-412 и новейшей травмобезопасной передней панелью на модели 2140 знают многие любители совавтопрома. Мол, европейские требования по безопасности ужесточились и необходимость соответствовать самым передовым требованиям, а также забота о потребителе двигала инженерами и конструкторами АЗЛК, в результате чего и появился на свет в 1976 году такой пассивно-безопасный Москвич-2140 самого современного облика, несмотря на то, что в основе лежал кузов и конструкция Москвича 1964 года. Так то оно так, да вот только есть нюансы.




Финт ушами

Коллеги, а что вы думаете про новинку от SSM - ЗиЛ-130 с поздней облицовкой радиатора, который не отличается от прежнего ничем, кроме этой самой облицовки, даже цветом? Придумали как распродать остатки старого тиража?


Наши корни: NSU Prinz 4 (Norev)

Каждая домохозяйка легко опознает в этой машине "Запорожец". А что же ещё? Он и есть. Немного странный сзади, но точно "Запорожец". Сторонники великого и могучего собственного пути советского автомобилестроения придерживаются версии, что оба автомобиля - NSU Prinz 4 и ЗАЗ-966 "Запорожец" просто родились в одно время, попав под влияние американского передового дизайна в лице и облике Chevrolet Corvair. Правда почему-то забывают, что представленные в начале 1960-х прототипы нового "Запорожца" не имели с обликом серийной машины ничего общего, а немецкий Prinz в 1961 году предстал на франкфуртском автосалоне именно в том виде, что нам знаком.

Шумный и недорогой автомобильчик, говорят, неплохо управлялся и держал дорогу, а на конвейере продержался двенадцать лет и разошёлся тиражом в 570 тысяч экземпляров - это хорошая рекомендация и результат для любого автомобиля. Интересно, что компания NSU была поглощена Фольксвагеном в 1969 году, но несмотря на внутреннюю конкуренцию с Жуком, Принц сняли с производства только в 1973-м.



Машины нашего двора: Ford Taunus 1981 (IXO models)

Форд прилагал массу усилий, чтобы эту машину именовали на британском рынке Cortina 80 и никак иначе, но только зря тратил время - в народе моментально закрепилось вполне логичное и привычное название Cortina Mk V. Это была пятая и последняя модификация фордовского бестселлера и долгожителя - после 1982 года это имя кануло в Лету, уступив место сначала Sierra, а затем Mondeo. Cortina Mk V появилась в салонах дилеров всего через три года после представления своей предшественницы - принципиальных отличий от четвёртого поколения не было, но по фордовским каталогам не числилось ни одной общей детали - все запчасти новой Кортины шли под собственными номерами, а денег в модернизацию машины было вложено 50 миллионов фунтов - огромные по тем временам деньги. Впрочем, такие изменения в облике и конструкции раньше Форд называл рестайлингом - Cortina Mk I изменилась в 1966-м, второе поколение было доработано в 1968-м, а третья Кортина обновилась в 1973-м году - ни одна из этих машин собственного имени не получила, оставшись лишь обновлённой версией основной модификации. Возмужавший за прошедшие годы паразит по имени маркетинг пользуется таким приёмом и в наши дни - совсем недавно похожим образом сменилось поколение у Volkswagen Passat - как и Cortina Mk V, без принципиальных изменений в конструкции, лишь сменив внеший облик, Пассат получил индекс В7 вместо В6. В 1979-м году такое решение компании Форда выглядело вполне разумным - за первые шесть месяцев было продано 120 000 экземпляров Ford Cortina Mk IV и резать курицу, несущую золотые яйца, не отважился бы никто. Так, на фоне переднеприводных хэтчбеков, появилось на свет последнее поколение Ford Cortina - двигатель спереди, ведущие колёса - задние, классический трёхобъёмный седан.



Модернизация: ПАЗ-672 от Classicbus

Полтора года назад группа товарищей под вывеской Classicbus порадовала собирателей первой своей моделью отечественного автобуса - им оказался ПАЗ-672М крашеный золотистой охрой. Модель, несмотря на очевидные недостатки, была относительно недорогой, вполне на оригинал похожей и многие собиратели поставили на полку эту увесистую отливку. Прошло полтора года, и за это время свет увидели ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-677, ЗиЛ-158В, КАвЗ-651, ЗиС-154, Икарус-280, Икарус-55 и совсем недавно появился ПАЗ-672 бело-голубого окраса.

Советские автобусы изменялись неспешно, одной из основных целей модернизации было снижение себестоимости, и для неспециалиста порой трудно отличить модификации разных лет выпуска - кузов автобусов семейства 652/672 из Павлово-на-Оке внешне изменялся очень мало с самых первых образцов 1955 года до последних серийных ПАЗ-672М, сошедших с конвейера в 1989 году: менялась конструкция, агрегаты, внешние детали, но облик "пазиков" оставался привычным и неизменным. В моделях ПАЗ-672М и ПАЗ-672, несмотря на одну форму, отличий также немало.



Авторевю 500

Сегодня в киосках появился очередной выпуск "Авторевю" - за двадцать с небольшим лет свет увидело пять сотен номеров. То  ли журнал, то ли газета, то ли бюллетень - но раз в две недели, начиная с 1990 года эти профессионалы радуют отличными, интересными, субъективными и объективными материалами. Удивительно, но прежнее равнодушие к круглым цифрам (ни один из сотых номеров никак не был отмечен) отступило и Подорожанский рассказал интересную историю из 1988 года, а последние пару страниц на этот раз потратили на перепечатку своих же материалов из совсем уже другой эпохи. Не пропустите.

Авторевю 500