воскресенье, 13 мая 2012 г.

Автомобиль на службе: выпуск номер 17 - УАЗ-450 "Доставка грузов"

Модель раннего УАЗика оказалась не столь отвратительна, как на первых фотографиях. Терпимо. Но передок модели имеет совершенно другой вид, нежели реальная машина - грубая граница вставки облицовки бросается в глаза, а овальная подшамповка вокруг фар - совершенно не видна. Окрашенные в цвет кузова зеркала, отлитые заодно с кузовом дверные ручки и подфарники добавляют ощущения "игрушечности" - так выглядят многочисленные изделия по мотивам отечественного автопрома на полках детских магазинов. В процессе изготовления масштабной копии реальной машины (в журнальчике есть фотография прототипа) китайские товарищи то ли сэкономили, то ли забыли сделать эмблему Мосгортранса на дверях - реалистичности стало меньше, тем более, что фургонов с такими "выставочными" картинками на бортах в реальной жизни не было. В остальном - неплохая модель, изготовленная в традиционном для журнальных изделий ИСТа качестве, не лучше и не хуже остальных. Удачная форма без явных просчётов в общих пропорциях, не выпускавшийся ранее вариант Ульяновской "буханки" - этот УАЗ-450 обязательно должен быть на полке.


Предок Транзита: Ford Thames 400E (Oxford Diecast)

Малый коммерческий транспорт в нашей стране всегда был на последних ролях. Да и названия такого не было - какая неподсудная коммерция могла быть в стране советов? Только государственная, плановая. С доставкой пяти тонн носков одного размера и одного цвета в промтоварный магазин отдалённого райцентра. Для таких нужд и строились десятки и сотни тысяч ГАЗонов и ЗиЛов, МАЗов и КамАЗов. А микроавтобусов вечно не хватало, как не хватало и мелких развозных фургончиков - мизерные объёмы производства таких машин в Москве, Ижевске, Ульяновске, Риге и Ереване не покрывали потребности огромной страны. Крупные закупки микроавтобусов и фургонов из стран соцлагеря тоже помогали не очень сильно - спрос был велик.



Жёлтое такси по-американски: Packard Super Eight 1940 года (Rextoys)

Популярность автомобилей Packard среди таксистов добавила сиюминутной прибыли владельцам марки, но похоронила фирму, уничтожив имидж шикарных автомобилей "не для всех". Эта невесёлая история закончится в конце 1950-х, а в начале 1940-х Packard пожинал плоды успеха своих относительно недорогих машин - наглядное пособие к этой истории, масштабная копия жёлтого американского такси Packard Super Eight, изготовлена Rextoys. Модель классического автомобиля, изготовленная в классическом стиле.




Véhicule de police du monde: ГАЗ-М21 "Волга" милиция

Тестовый выпуск русской журнальной серии, посвящённой полицейским автомобилям, стартовал в Калининграде с модели американского Форда и среди анонсированных выпусков отечественных автомобилей нет. В европейской же серии Véhicule de police du monde, появившейся в конце февраля 2012 года в киосках, третьим номером вышла "Волга" ГАЗ-М21 в деталировке первой серии. Занимательно, что эта модель практически полностью дублирует лимитированный выпуск, изготовленный в 2008-м году IXO для VVM - пластиковые дворники на журнальной модели могут вполне поконкурировать за достоверность передачи образа детали со скребками лимитированной модели, изготовленными методом фототравления в традиционном для IXO стиле.



Ford V8 Service Dépannage (Eligor)

Среди фордовских грузовиков 1930-х годов простых бортовых машин было не найти - это для нужд мировой революции и перевозки личного состава рабоче-крестьянской красной армии требовались бортовые универсальные кузова. Американская автомобильная промышленность, несмотря на огромные объёмы производства, строила машины под конкретные нужды конкретного потребителя - отсюда и россыпь модификаций в фордовских буклетах, и ещё большее разнообразие кузовов и надстроек от сторонних производителей.

Охватить в виде масштабных копий такое множество вариантов грузовых и коммерческих автомобилей даже в рамках одного модельного модельного года - задача неподъёмная, хотя и перспективная. Французский Eligor в своё время изготовил довольно много вариантов машин на базе Ford V8 1932-34 годов, среди которых и пикапы, и седаны, и развозные фургончики, и цистерны, и - как на этих фотографиях - сервисный кран-эвакуатор. Облицовка образца 1934 года по-прежнему непривычно смотрится на знакомой кабине "как у полуторки", но сама модель - хороша и необычна.


Жёлтое такси по-британски: Ford Consul (Vanguards)

К концу 1960-х британский Форд был близок к прекращению производства больших машин вообще. Спрос неуклонно снижался - если автомобилей Ford Consul/Zephyr/Zodiac второго поколения производили на пике их популярности более 130 тысяч ежегодно, для Mk III планка опустилась до 80 тысяч, то неудачное четвёртое поколение в 1969 году разошлось тиражом менее 20 тысяч. Есть о чём задуматься. Однако, в те времена полным ходом шёл процесс объединения британского и немецкого подразделений компании под вывеской Ford Of Europe - ресурсы и амбиции были велики, а решимости выйти из когда-то прибыльного сегмента рынка - не было. Мудрым решением, страхующим от возможных рыночных неудач, стала разработка одной большой машины для Германии и Великобритании. Немцам тоже пришла пора обновить линейку Taunus 17M/20M/26M, а британцы по такому случаю даже отказались от привычных и заслуженных имён больших Фордов - Zephyr и Zodiac канули в Лету с появлением Ford Granada. Впрочем, от имени Consul англичане по каким-то причинам отказаться не смогли и даже его воскресили из небытия - в 1972-м году на рынке снова появился Ford Consul безо всяких там прибавок в имени вроде Cortina или Classic и являл собой базовую модификацию Ford Granada. Занимательно, что и на верху модельного ряда, перешагнув через Гранаду, можно было обнаружить машину по имени Консул - это был Ford Consul GT с трёхлитровым V6: за счёт более бедной комплектации автомобиль весил меньше, нежели Granada, и - соответственно - был быстрее.

Ford Consul ушёл навсегда с британского рынка в конце 1975 года, с тех пор все модификации больших Фордов стали именоваться только Ford Granada.



It can be yours - The £100 Ford Saloon

С другой стороны Земли: Holden FJ (AUTOart/Biante)

История автомобилизации Австралии плотно связана и с автомобилями британскими, и с автомобилями американскими, а чуть позднее - даже с японскими и корейскими. Но в конце 1940-х никто и представить не мог засилья азиатских машин, а Holden, входящий в состав GM, наконец-то освоил первую свою настоящую австралийскую машину. Конечно, американские боссы видели в основе новой машины уже готовую конструкцию, но австралийцам удалось найти компромисс и послевоенный Holden был разработан на базе прототипа Chevrolet, который не пошёл в серию из-за своих малых для американского рынка размеров. История, похожая на ситуацию с французским Ford Vedette - тот тоже был маловат по американским меркам.

Автомобиль получился удачным, публика его увидела в 1948 году и очереди из желающих купить растянулись более чем на год. В 1953-м машина претерпела незначительную модернизацию, но представили её как совершенно новую модель - если предыдущие пять лет машина продавалась просто как Holden, то новинка получила название FJ и стала для австралийцев автомобилем культовым и любимым. Все 1950-е Holden удерживал первое место по продажам - именно благодаря этой, настоящей австралийской, машине.



ГАЗ-11-40 (Hongwell/Наш автопром)

Два варианта облицовки, разные бамперы, поднятый или сложенный тент, колёса с белыми боковинами - цветовое разнообразие на полках супермаркетов обеспечено, да и собирателям проще искать оправдание покупки разных машинок. К счастью, китайские товарищи обошли вниманием ещё один нюанс - все эти варианты кузовов могли быть как с V-образным составным, так и с цельным лобовым стеклом.



Хромовый горчичник: ГАЗ-4 (Hongwell/Наш автопром)

На фоне своих зелёных собратьев эта модель выглядит как результат недорогого тюнинга в афроамериканском стиле. Но лишь на первый взгляд - ведь для сравнения есть модель фордовского пикапа от Yat Ming, которая и грубее и колёса с облицовкой радиатора у неё совершенно жуткие. При этом стоит Ят Минг даже дороже новинки от Hongwell.

Китайские товарищи поступили весьма хитро - хромированные варианты ГАЗ-4 имеют вполне приличную облицовку радиатора и отличаются от вариантов с тентом наличием поручней. Для полноты собрания придётся брать.



ГАЗ-11-40 в ассортименте





Ассортимент цветов, надо отметить, широк - выбрать есть из чего. Эти четыре мне показались наиболее приемлемыми.

Россыпь новинок: ГАЗ-11-40 "ГАЗ-М1 фаэтон" (Hongwell/Наш автопром)

Китайские товарищи, отбивая затраты на разработку модели фаэтона на базе "эмки", выпустили разом несколько вариантов этой машины - россыпь цветов, четыре варианта сочетания облицовки с тентом: то ли радоваться такому изобилию, то ли грустить от нехватки места на полках. Самая заметная окраска из всех - двухцветный вишнёво-чёрный открытый ГАЗ-11-40 с облицовкой "старого типа", на коробке которого написано "ГАЗ-М1 фаэтон". Облицовку радиатора Hongwell исправил, но резина осталась по-современному широченной. В остальном - украшение полки с продукцией Горьковского автомобильного завода.



ГАЗ-4 (Hongwell/Наш автопром)

За четыре года, с 1933 по 1936, выпустили 5265 таких пикапов на базе ГАЗ-А с кабиной ГАЗ-АА. До нашего времени ни один из них не дожил - судьба автомобилей на государственной службе в нашей стране незавидна, а попав в руки частников вместо свалки, эти машины претерпевали такой "тюнинг", что узнать исходную машину было непросто. Я видел такой гибрид в 1980-х - мосты и двигатель пикапа были неродными, а кузов был варен переварен из подручного листового железа. Лишь кабина да документы на машину гласили о том, что это ГАЗ-4.

До недавних пор модель этого полутонного грузовичка была доступна только в виде изделий кустарных мастерских по неразумным ценам. Китайские товарищи из Hongwell сделали благое дело - с сегодняшнего для на полках модельных и детских магазинов появились масштабные копии ГАЗ-4 в четырёх вариантах окраски. Два из них, правда, обезображены хромированными колёсами - спицы и сами по себе сделаны грубовато, а слой хрома лишь подчёркивает и выпячивает все недостатки. Две другие версии - с тентом, без поручней кузова - имеют неокрашенные колёса и вид у них вполне приличный. Особенно - у тёмно-зелёной версии с чёрным тентом и такими колёсами. Хорошая и недорогая модель - очередной подарок собирателям масштабных копий отечественных автомобилей.


Автолегенды СССР: выпуск номер 82 - Москвич-С-1 "Меридиан"

Время местами затирает воспоминания и подкрашивает оставшееся в яркие оттенки. Трава была зеленее, солнце светило ярче, а люди были добрее. Впрочем, фотографии и киноплёнка вполне могут подкорректировать излишне симпатичные картинки из прошлой жизни, вернув их к реальности: пожухлая трава ничуть не изменилась, деревьев стало больше, а люди из прошлого не всегда смотрят в кадр доброжелательно.

Сейчас кажется смешным и непонятным, как в начале 1990-х граждане б.СССР, дорвавшись до ранее малодоступных импортных вещей, массово покупали магнитолы Pakwasonic и пошитые то ли в Турции, то ли в Польше, то ли в ближайшем подвале яркие футболки Adibas вместе с кроссовками Reedok. "Импортное" была синонимом слова "качественное". И самое удивительно - даже в случае с одноразовыми китайскими магнитофонами - это было правдой. Ведь большинство изделий, имевших штампик "Сделано в СССР" были и на вид, и на ощупь, и в работе - абсолютное дерьмо. На их фоне китайская электроника выглядела артефактом из будущего, не говоря уж про "настоящие импортные" изделия из развитых стран. Со временем, конечно, придёт понимание, что китайская магнитола никогда не заиграет, как усилитель "Радиотехника", но со временем сограждане отвыкнут лазить с отвёрткой в лентопротяжные механизмы магнитофонов, а чуть более приличная китайская техника вроде Funai заполонит малогабаритные квартиры по всей стране. Уродливые и ненадёжные изделия Бердского радиозавода и десятков других ему подобных сгинут в помойках и лишь некоторым из них будет суждено напоминать о былых временах в музеях и коллекциях.



24th Techno-Classica Essen 21-25 марта 2012 года

У нас совсем недавно прошла очередная Олдтаймер-галерея, а в Эссене в конце марта состоялась 24-ая выставка под названием Техноклассика - крупнейшее и интереснейшее европейское мероприятие подобного рода. Небольшая выборка из огромного фотоотчёта наших коллег с Ultimatecarpage.com - ниже:


Автомобиль на службе: выпуск номер 16 - ИЖ-2715 Служба быта

Раз каблук, два каблук... несмотря на огромные тиражи этих моделей, при которых стоимость деталировки размывается до незаметных величин (свидетельством тому богатая внешняя навеска и окраска моделей серии "Автомобиль на службе", которые продаются за те же 279 рублей, что и "Автолегенды СССР"), русско-китайско-итальянский союз под вывеской ДеАгостини так и не удосужился сделать для модели ИЖ-2715 нормальные колёса. Снова модель щеголяет 17" колёсами заместо положенных 13 дюймов. Корявые по-советски трафаретные надписи (в журнале есть фотография прототипа окраски) нанесены на боковины модели почему-то серебрянкой. На фоне вполне удачного грязно-оранжевого цвета модели эти серебристые буквы выглядят странно.



Малолитражка 1950-х - Ford Anglia 100E (Vanguards)

Послевоенная разруха отступала, и к началу 1950-х британское отделение Форда освежило модельный ряд - сначала в 1951-м безнадёжно устаревший Ford Pilot сменило полностью новое семейство Ford Consul/Zephir/Zodiac, а через пару лет дошёл черёд и до младшей модели по имени Anglia - заслуженный довоенный седанчик сменил имя на Popular, а его место в салонах дилеров и прайс-листах занял совершенно новый автомобиль, современного облика и конструкции. Даже двигатель прежнего рабочего объёма в 1172 куб. см. был совершенно новым и развивал 36 л.с. вместо прежних 30.



Про выбор и дефицит: Ford Pilot (Matchbox/Dinky Collection)

Конвейеры британских заводов Форда во время войны не простаивали - с них сходила самая разнообразная техника военного назначения: полноприводные грузовики и тракторы, специализированные шасси, а также многочисленные варианты на базе легковых шасси - от полевых кухонь до кинопередвижек. Шасси, двигатели и ходовая часть легковых автомобилей оставались в производстве на протяжении всей Второй мировой - и это способствовало быстрому переходу на мирные рельсы: первый послевоенный автомобиль, Ford Anglia, сошёл с конвейера уже 21 июня 1945 года, а вскоре к ней присоединился и четырёхдверный Prefect. Впрочем, до 1947 года выбор у потенциального покупателя Форда был невелик: либо 23-сильная Англия с двигателем 993 куб. см., либо тридцатисильный Префект с двигателем 1172 куб.см. Лишь летом 1947 года был представлен большой Форд модели Pilot - по сути своей довоенная машина образца 1936 года с двигателем V8.



Ближайшие родственники: Talbot Alpine (IXO/Altaya)

В европейском конкурсе "Автомобиль года" в 1967 году победил итальянский FIAT 124, который стал самым массовым отечественным легковым автомобилем - родными "Жигулями". В конкурсе 1976 года победу одержал автомобиль европейского отделения Крайслера - Simca 1307, ставшая прообразом последнего Москвича. Правда, Москвич-2141 на конвейер встал только через десять лет, примерив облик уже рестайлинговой машины 1980-х - в Великобритании она продавалась как Talbot Alpine. И продавалась, надо отметить, не очень хорошо. Проблемы с качеством автомобилей европейского отделения Крайслера, перешедшего чуть позже к Пежо, - были лишь частью беды. Британский рынок был весьма консервативен в отношении среднеразмерных массовых автомобилей, и бал на нём правили во второй половине 1970-х Ford Cortina да Morris Marina - простые по конструкции заднеприводные четырёхдверные седаны. Большой переднеприводной хэтчбек, да ещё и с маленькими двигателями 1,3 и 1,4 литра, особых шансов на успех в Британии не имел. Во Франции же машина продавалась весьма резво, занимая от 7 до 12 процентов рынка - в 1976 году Симка 1307 продавалась лучше, чем Renault 12, Citroen GS, Simca 1100 и Peugeot 304 вместе взятые.



Ford Cortina Mk IV 2.0S Lancashire Police (Vanguards)

Некоторые модели цепляют чем-то за душу настолько, что собиратель с лёгкостью ставит на полочку любые новые модификации полюбившейся масштабной копии. Кто-то даже собирает "коллекцию одной машины" - чаще всего ей оказывается "Волга" ГАЗ-21. В стародавние времена, когда ассортимент масштабных копий на полках модельных магазинов страны советов был небогат, даже "серьёзные коллекционеры" не гнушались поставить на полочку разные тамповки и цвета одной и той же модели Москвича или "Волги". В новейшие времена эти же серьёзные парни нашли множество отличий в креплениях капота Москвичей или в расположении надписей на днище - задача "собрать полную коллекцию" усложнилась и цены на "раритеты" стремительно двинулись вверх.




ЗиЛ-131 - русский вариант (Элекон)

Казанский "Элекон" продолжал радовать собирателей новыми моделями грузовиков и в 1990-е. В 1993-м появился ЗиЛ-131, через пару лет - Урал-4320. Масштабные копии советских грузовиков получились вполне удачными, и на фоне современных им зарубежных моделей смотрелись весьма достойно. Да и сейчас, несмотря на дешёвенькие материалы и паршивое качество изготовления, уровень проработки этих моделей не сильно отличается от зарубежных аналогов. Но никто не будет искать замену вонючей нитрокраске и пытаться покрасить эти модели без пыли и мусора - ведь стоят они около 500 рублей, а за эти деньги не всякую игрушку в детском магазине можно купить, не то что модель грузовика в масштабе 1:43.

Интересно, что от имени практически умершего ЗиЛа некий очередной "правообладатель" по имени "ЗиЛ АйПи" осенью прошлого года подал иск в отношении "Элекона" с требованием выплатить аж полтора миллиона рублей за использование торгового знака (это, конечно, весьма существенная сумма для ЗиЛа с шестью тысячами сотрудников и многомиллиардными долгами). Казанский суд, правда, иск удовлетворил лишь частично и "Элекону" пришлось выплатить лишь триста тысяч рублей, а также отказаться от использования торгового знака. Зацепило и распространителей этой "контрафактной" продукции - ООО "Сабина" выплатила ЗиЛу аж 10 тысяч рублей (просили, правда, пятьсот). Этот "процесс века" привёл к временному отсутствию моделей полноприводных ЗиЛов в магазинах и публичному обсуждению на страницах газет вопроса - производит ли "Элекон" масштабные копии для коллекционеров, или всё-таки игрушки (зиловские "правообладатели" зарегистрировали свой торговый знак лишь для игрушек). Сейчас модели снова в широкой продаже, но никаких торговых знаков "Элекон" больше не использует - коробочки с моделями остались теми же, но теперь обклеены они зелёными бумажками и грузовик в них упакован как бы безымянный.


Автолегенды СССР: выпуск номер 81 - Истра (Москвич-2144)

Три прототипа автомобилей АЗЛК подряд - это, пожалуй, чересчур. Единственная отрада этих выпусков журнальной серии "Автолегенды СССР"- тексты Сергея Ионеса, благодаря им очередная "легенда" приобретает понятную историю и фон эпохи, на котором даже модель макета АЗЛК "Истра", ставшая 81-м номером серии, смотрится интересно.



Автомобиль на службе: выпуск номер 15 - ГАЗ-24-03 "Волга" Скорая медицинская помощь

Модель горьковского универсала из 1970-х китайским товарищам не очень удалась и сама по себе. А через четыре с небольшим месяца после выхода тёмно-зелёной "Волги" в журнальной серии "Автолегенды СССР", в киосках появился белый "сарай" с красными полосками и надписью "скорая медицинская помощь" вдоль бортов. Серия "Автомобиль на службе" во многом повторяет модели, знакомые отечественным собирателям с детства, - вот и ГАЗ-24-03 выходит в виде "скорой" а ля "саратовские модельки", а не более привычной "медпомощи" без красных полос, что чаще встречалась в реальном мире. Хорошо это или плохо - не знаю. С одной стороны китайская модель, несмотря на свои недостатки, изготовлена совершенно на другом технологическом уровне и гораздо более похожа на прототип (а саратовские "Волги" копийностью не блистали), и при этом давит на ностальгическую струнку: "смотри-ка, как в детстве!". С другой - бело-красную расцветку ещё примерит не одна и не две модели в этой серии: можно было б и разнообразить парк автомоделей на службе медицины.